Сегодня на российском программном рынке предлагается достаточно широкий спектр информационных систем, предназначенных для автоматизации маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований. По функциональной направленности можно выделить несколько направлений, которые автоматизируются с помощью этих систем. При этом конкретные продукты могут одновременно решать несколько проблем: визуальное объектное моделирование, аудит маркетинга, комплексная оценка рынка, прогнозирование рыночных тенденций, финансово-организационное планирование маркетинга, оперативный учет маркетинговой деятельности, поддержка маркетинговой деятельности. К числу таких относятся:
Программные продуты компании "КонСи"
КонСи - лидер рынка разработки программного обеспечения для проведения маркетинговых исследований и принятия бизнес-решений.
КонСи выпускает следующую серию программных продуктов:
- поддержка процедур анкетирования и проведения массовых опросов (KonSi-Simple Anketter - КонСи-Простой Анкетер; KonSi-Anketter for Positioning Brands - КонСи-Анкетер для позиционирования брендов; KonSi- Benchmarking Prices - Бенчмаркинг цен, сравнение цен конкурентов; KonSi- Price Sensitivity Meter van Westendorp - Определение оптимальной цены по методу van Westendorp; KonSi-Price Sensitivity Meter by Gabor/Granger - Определение оптимальной цены по методу Gabor/Granger; KonSi-Brand Price Trade Off - Определение цены переключения покупателя с бренда на бренд);
- выделение целевых сегментов рынка с применением различных технологий в том числе кластерного и факторного анализа и позиционирование продукта на целевых сегментах рынка с построением карты позиционирования (KonSi-Segmentation&Positioning - КонСи-Сегментирование рынка и позиционирование бренда);
- анализ временных рядов для построения прогнозов продаж и экономических показателей {KonSi-Forexsal (Forecasting Expert Sales System) - Прогнозирование продаж трендовыми и сезонными методами анализа временных рядов);
- формирование оптимального ассортимента для торговых компаний и промышленных предприятий (KonSi Assortment Optimization). Пользователями программы KonSi-Assortment Optimization являются отделы снабжения, закупки и сбыта;
- анализ конкурентов, накопления и анализа разведывательных данных о конкурентах, поиска лучшей практики с применением технологии бенчмаркинга (KonSi-Competitive Intelligence&Benchmarking - КонСи- Конкурентная разведка и конкурентный бенчмаркинг; KonSi-Benchmarking Prices - Бенчмаркинг цен, сравнение цен конкурентов; KonSi-Multi SWOT Analysys - КонСи-SWOT анализ для изучения многих конкурентов и анализ их стратегий стратегий);
- SWOT анализ для изучения ситуации на рынке и разработки стратегий поведения {KonSi-Simple SWOT Analysys - КонСи-SWOT анализ для изучения одного объекта и разработки стратегий; KonSi-Multi SWOT Analysys - КонСи- SWOT анализ для изучения многих конкурентов и анализ их стратегий стратегий);
- анализ эффективности торговых сетей, DEA (Data Envelopment Analysis) анализ, планирование улучшений в работе (KonSi-DEA Analysys - КонСи-DEA
анализ);
- ценовой мониторинг и сравнение цен (на промышленное сырье и материалы, станки и оборудование и пр.), анализ цен конкурентов и поставщиков {KonSi-Price Monitoring for Marketing - Ценовой мониторинг для отделов продаж и маркетинга; KonSi-Price Monitoring for LOGISTICS - Ценовой мониторинг для отделов снабжения и логистиков; KonSi- Benchmarking Prices - Бенчмаркинг цен, сравнение цен конкурентов);
- ценообразование и определение оптимальной цены на новый продукт {KonSi-Price Sensitivity Meter van Westendorp; KonSi-Price Sensitivity Meter by Gabor/Grander; KonSi-Brand Price Trade Off);
Работа с клиентами (CRM) - обеспечивает компьютерную поддержку работы персонала отдела маркетинга и сбыта по выполнению контактов с клиентами (так называемая технология CRM - Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) - KonSi-Marketing 9.7 - ведение работы с клиентами при продвижении продукции CRM;
- региональный маркетинг и анализ продаж и рынка с применением географических карт (KonSi-Regional Marketing - КонСи-Региональный маркетинг - представление данных о продажах на географических картах).
Работа с клиентами (CRM) - обеспечивает компьютерную поддержку работы персонала отдела маркетинга и сбыта по выполнению контактов с клиентами (так называемая технология CRM - Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами) - KonSi-Marketing 9.7 - ведение работы с клиентами при продвижении продукции CRM;
- региональный маркетинг и анализ продаж и рынка с применением географических карт (KonSi-Regional Marketing - КонСи-Региональный маркетинг - представление данных о продажах на географических картах).
Программные продуты компании "БЭСТ"
Программная система "БЭСТ-Маркетинг" представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции. Система может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг.
В числе методик, на которых базируется "БЭСТ-Маркетинг" - SWOT- анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа.
Возможности системы "БЭСТ-Маркетинг" (рисунок 2):
- Анализ рынка:
• определение перспективных рыночных ниш;
• анализ конкурентоспособности товара;
• анализ рекламы, рекомендации по повышению ее эффективности;
• рекомендации по стимулированию продаж;
- Анализ конкурентов:
• степень присутствия конкурентов на рынке;
• сравнительный анализ по товару;
• сравнительный анализ рекламных компаний;
- Финансовое планирование маркетинговой деятельности:
• прогноз продаж;
• бюджет рекламы;
• сводный бюджет;
• подготовка бюджета затрат по продвижению продукции и контроль за его исполнением.
Программные продуты компании "Курс"
Программный комплекс "Marketing Analytic" предназначен для информационно-аналитической поддержки управления маркетингом и коммерческой деятельностью компании на стратегическом, тактическом и оперативном уровне.
На стратегическом уровне "Marketing Analytic" помогает решить следующие ключевые задачи:
- сегментация базовых рынков,
- анализ текущего положения компании на рынке (привлекательность сегментов для компании, конкурентоспособность компании на сегментах, доходность и прибыльность сегментов),
- оценка будущего положения компании при различных стратегиях развития.
На тактическом уровне "Marketing Analytic" оказывает информационно- аналитическую поддержку при решении следующих задач:
- планирование комплекса маркетинга: формирование ассортимента, ценообразование, подготовка программы мероприятий по продвижению, планирование работы сбытовой сети,
- анализ результативности и эффективности мероприятий комплекса маркетинга,
- среднесрочное прогнозирование объема продаж.
На оперативном уровне "Marketing Analytic" используется для решения следующих задач:
- автоматизация работы персонала продаж (управление контактами с клиентами, подготовка стандартных документов и другие рутинные операции),
- планирование и контроль текущей работы персонала продаж и партнеров по сбыту;
- планирование мероприятий по продвижению и контроль их выполнения;
- оперативное планирование объема продаж и закупок (для торговых компаний).
Кроме этого, к прикладным программным продуктам, решающим задачи маркетинговой деятельности предприятия на основе концепции управления отношениями с клиентами (CRM) в условиях активной конкуренции, относятся:
- CRM- "Маркетинг и менеджмент" компании "Компас", обеспечивающая автоматизацию управления взаимоотношениями с клиентами;
- "SugarCRM" компании "АйТи" предлагает богатый набор возможностей, использование которых повышает эффективность маркетинговых мероприятий, способствует росту производительности труда менеджеров по продажам, улучшает качество обслуживания клиентов и делает прозрачными бизнес-процессы компании. Обеспечивая эффективное взаимодействие сотрудников и новые возможности для управления, настраиваемые в соответствии со спецификой предприятия, "SugarCRM"
успешно работает в сотнях компаний всех размеров, ведущих свою деятельность в различных отраслях бизнеса;
- "1С:Управление торговлей 8" компании "1С";
- "NetSuite CRM"NetSuite CRM компании "Systematic Software Solutions (Russia)". Помимо фундаментальных принципов CRM-системы, таких как: автоматизация продаж, автоматизация маркетинга и служба поддержки и обслуживания клиентов, которые стали еще более эффективными благодаря возможностям индивидуальной пользовательской настройки, "NetSuite CRM" включает также web-сервисы через NetFlex, масштабные системные маркетинговые кампании, расширенное прогнозирование, управление контактами и управление возможностями;
- и другие.