Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии организации. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и организации и всегда изменяется во времени. Поэтому руководителю необходимо оценивать совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем начать выбор стратегии.
1. Внешние факторы
А. Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы.
Действия организации обычно ограничиваются со стороны государства законом, государственной политикой, социальным регулированием и позицией общества. Давление на организацию в этом аспекте может оказываться с различных сторон: разными социальными группами, в судебном или митинговом порядке (забастовки, пикеты против организации), многочисленными статьями, расследованиями в СМИ. Организация может переживать последствия неблагоприятных политических событий, негативного общественного мнения о ней.
Б. Привлекательность отрасли и уровень конкуренции в ней.
Оценка организацией этих факторов непосредственно влияет на то, какую позицию ей надо занимать на рынке и какой будет конкурентная борьба. Когда руководство понимает, что ее присутствие в данной отрасли становится все более непривлекательным и выгоднее направлять инвестиции в какую-либо другую сферу, оно может выбрать стратегию замораживания или изъятия капиталовложений.
|
|
Если значительно усиливается уровень конкуренции, то руководство организации должно изменить стратегию таким образом, чтобы укрепить свои позиции на рынке.
В. Специфические рыночные возможности и угрозы
Чтобы стратегия была успешной, необходимо тесно увязать ее с возможностями рынка и угрозами внешней среды, что обычно означает разработку наступательных мероприятий по реализации наиболее привлекательных возможностей, предлагаемых рынком и создание обороны для защиты долгосрочных конкурентных позиций фирмы и ее прибыльность.
2. Внутренние факторы.
А. Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности.
Сильные стороны организации делают некоторые возможности стратегии более приемлемыми, увеличивая вероятность их реализации. Слабые же стороны и слабое конкурентное положение накладывают отпечаток риска на определенные стратегии или делают их неосуществимыми. Одним из самых важных вопросов, стоящих перед руководством, является вопрос о наличии сил и опыта у организации для осуществления внутренней стратегии.
Б. Личные устремления, философия бизнеса и этические установки ведущих руководителей и менеджеров организации.
Данная группа факторов, в отличие от всех предыдущих, является субъективной, а не объективной. В организациях, на которые влияют одинаковые внешние факторы и которые имеют схожие сильные и слабые стороны, могут применяться совершенно разные стратегии, отражающие личные позиции руководства.
|
|
В. Общие ценности и корпоративная культура.
Данный фактор также является субъективным, но его необходимо учитывать при разработке стратегии на ряду со всеми остальными факторами. Наиболее сильное влияние корпоративной культуры существует в тех организациях, которые имеют давний опыт функционирования и сложившийся стабильный коллектив. Система корпоративных ценностей в таких организациях настолько сильна, что на нее можно опираться в рамках стратегии для преодоления внешних угроз или слабых сторон организации.
Основные подходы к разработке стратегии организации (- ч)
Процесс выработки стратегии может протекать в форме четырех основных подходов:
1. Основной стратегический подход: руководитель лично выступает как главный стратег, оказывающий сильное влияние на оценку положения, на альтернативные стратегии и на детали стратегии.
2. Делегирование полномочий: руководитель передает полномочия по выработке стратегии другим – персоналу по стратегическому планированию или другим специалистам, ответственным за данную функцию. Руководитель наблюдает со стороны и с помощью отчетов отчетов, совещаний с данным персоналом находится в курсе дел, вносит при необходимости свои коррективы в стратегические планы.
3. Совмещенный подход: промежуточный вариант между основным стратегическим подходом и делегированием полномочий, в соответствии с которым руководитель помимо отдела по стратегическому планированию, привлекает к разработке стратегии своих прямых подчиненных, т.е. управленцев среднего звена для выработки совместной согласованной стратегии, которую будет поддерживать основная часть работников.
4. Инициативный подход: руководитель не принимает участия в обсуждении деталей стратегии и не возглавляет группу генераторов идей для выработки единой согласованной стратегии, побуждая подчиненных вырабатывать самим стратегию и осуществлять ее. Руководители среднего звена сами оценивают предложения, поступающие к ним от работников.