Основные признаки рыночной экономики.
В зависимости от объекта купли-продажи различают виды рынков:
а) рынок товаров и услуг;
б) рынок недвижимости;
в) рынок инвестиционных капиталов: рынок кредитов, ценных бумаг
и страховой рынок;
г) рынок рабочей силы;
д) валютный рынок.
По территориальному признаку рынки бывают:
- местные;
- национальные;
- региональные;
- мировые.
В зависимости от взаимоотношения спроса (С) и предложения (П):
- насыщенный: С < П;
- дефицитный: С >П.
В зависимости от того, какая сфера хозяйства преобладает в данном государстве (рыночная или государственная) различают административную экономику (или плановую) и рыночную экономику.
Рыночная экономика – это тип хозяйствования, главным результатом и движущей силой которого является рынок.
Рыночная экономика (Р. Э.) характеризуется:
1. Полной самостоятельностью и независимостью субъектов хозяйствования, их полной ответственностью за результаты своей деятельности;
2. Свободным ценообразованием на большинство товаров;
|
|
3. Отсутствием дефицита на товарном рынке;
4. Наличием конкуренции производителей;
5. Стабильной финансовой и денежной системой;
6. Проникновением рыночных отношений во все сферы экономики;
7. Открытостью экономики перед мировым рынком;
8. Поддержкой условий для нормальной конкуренции производителей;
9. Обеспечением функционирования системы функциональной защиты населения.
Рыночная и нерыночная экономики отличаются своим отношением к форме собственности. Рыночная – на частной собственности.
Причём, в Р. Э. частная собственность Ч. С.) - это не просто имущество, а и экономические отношения между людьми. Ч. С. обозначает право частных лиц и фирм присваивать, владеть, контролировать, использовать, продавать и передавать по наследству землю, капитал и другие активы, что способствует развитию бизнеса.
Бизнес – это социально-экономическое и деловое творчество человека, обладая способностью к саморазвитию, сам становится движущей силой.
Основным условием развития Р.Х. является экономическая свобода. Это свобода хозяйственной деятельности, торговли, землепользования, добровольного сотрудничества друг с другом и т.д.
На практике экономическая свобода производителя означает право каждого:
- начинать или прекращать свой бизнес;
- использовать любую технологию;
- производить любую продукцию и предлагать её в продажу по любой цене;
- вкладывать свои деньги по собственному усмотрению.
Для потребителя экономическая свобода – это иметь право:
- свободно покупать любой товар или услугу, за которую способен заплатить;
|
|
- предлагать свои услуги для выполнения любой работы;
- отказаться от любой работы;
- использовать свои собственные ресурсы по желанию, не нарушая прав свободы человека.
Практика рынка, используя экономическую свободу как основу развития, разработала систему взаимоотношений, являющейся обязательной для участия в бизнесе.
Эта система включает соблюдение:
1- социально-экономического суверенитета деловых отношений;
2- консенсус интересов.
1. Суверенитет деловых отношений
Это элемент экономической свободы. Деловые отношения не могут развиваться, если производители не считаются со своими партнёрами и потребителями. И суверенитет деловых отношений – это достоверная информация о динамике потребительских ожиданий и гарантия того, что законная деятельность производителей и потребителей находится под защитой органов власти и управления государства. Никто не может вмешиваться в деятельность предприятий, называя свои условия осуществления сделок.
2. Консенсус интересов
Однако при совершении сделки, обе стороны хотят получить max выгоду. И её реализация возможна только путём «договаривания» обеих сторон в условиях, достижения консенсуса интересов.
Консенсус интересов означает взаимные обязательства всех участников деловых отношений не нарушать суверенитета своих партнёров.
Такие обязательства не оговариваются в процессе развития деловых отношений.
Это «слово бизнесмена».