7.1 Ценообразование,функции цен
Сущность цены товара определяется как денежное выражение его стоимости,в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда,связанные с производством и реализацией продукции.
Одновременно цена отражает потребительские свойства товара или услуги,его полезность,покупательскую способность денежной единицы, конкурентноспособность товара,спрос и предложение на него и другие экономические условия рыночного производства, с учётом которых цены выполняют следующие основные функции:
1.Учётно-измерительную функцию, т.е. цена должна правильно отражать себестоимость товара(издержки производства и сбыта).
2.Распределительную (противозатратную) функцию цены- прибыль,отраженная в цене должна удерживаться в пределах интервала,ограниченного кривыми спроса и предложения. Необоснованные сверхприбыли носят временный характер и не могут обеспечить стабильности работы предприятия, т.е. цель – получать стабильную прибыль.
3.Стимулирующую функцию цены – с уменьшением спроса цена должна эластично снижаться, т.е. стимулировать предприятие к выпуску новых, конкуретноспособных видов товаров продукции.
|
|
Формирование цены на продукцию – одна из сложнейших задач предприятия. Осуществление любой стратегии на рынках сбыта невозможно без предварительного решения, какая ценовая политика будет проводится на данном рынке и какие результаты она может дать.
При выборе стратегии ценообразования, предприятие учитывает действие многочисленных факторов, влияющих на цену, основными из них являются:
А) уровень и структура издержек производства
Б) степень полезности товара для потребителя
В) степень конкуренции и реакция конкурентов на цену
Г) юридическая обоснованность цены
Д) цели ценообразования
В зависимости от структуры издержек производства,цена должна устанавливаться с учётом доли постоянных и переменных их частей.
Например, фирма производит продукцию с высокой долей постоянных издержек и проводит политику ценообразования на покрытие постоянных расходов: осуществляет стратегию сбыта, которая обеспечивает высокую степень загрузки производственных мощностей.
Если у фирмы большую часть занимают переменные издержки, то задача ценовой стратегии состоит в обеспечении постоянно растущего разрыва между ценой продукции и ее издержками.
Но при внедрении на новые рынки фирма может пойти на временное использование цен, не покрывающих издержек, (демпинг) исходя из расчета, что расширение масштабов производства в дальнейшем приведет к снижению издержек.
Вместе со снижением издержек производства каждое предприятие устанавливает цены с учетом существующего уровня цен конкурентов, а также других факторов рынка: соотношения между спросом и предложением, применяя государственные методы регулирования цен.
|
|
В зависимости от цели: получить максимальную прибыль или удерживаться на рынке, могут быть применены следующие подходы к технологии ценообразования:
А) с ориентацией на уровень сложившихся издержек производства;
Б) с ориентацией на спрос на продукцию;
В) с ориентацией на конкуренцию