Виды цен и методы ценообразования

Ценообразование – это процесс обоснования, утверждения и пересмотра цен, установления их уровня, соотношения и структуру цены бывают:

а) Фиксированными, т.е. установленными административно, государством, например, на ряд монопольных товаров – алкогольных, табачные изделия, медикаменты;

б) Свободными, т.е. складывающимися на рынке под влиянием спроса и предложения, (договорные, контрактные);

в) Внешнеторговыми – это равенство цен на равного качества продукцию при условии равенства других ценообразующих факторов;

г) Закупочными – для фермерских хозяйств, Сдаточные – для гос. c/x предприятий;

д) Поясными – изменяющиеся в зависимости от климатических условий;

е) Франко – Цены – цена, учитывающая транспортные расходы по доставке продукции: все расходы, включенные во “франко” несет продавец продукции, остальные – покупатель: франко – станция – отправления;

ж) Договорными – или контрактными – устанавливаемые на основании подписание контракта (заключение контракта) на поставку продукции или оказания услуг;

В данном случае при установлении цены определяют уровень цены, базис цены, валюта цены и способ фиксации цены. Это “скользящая цена”, которая может менятся по мере выполнения контракта.

Уровень цены – определяется на основании изучения публикуемых цен по их котировкам на товарных биржах.

Базис цены – устанавливают, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы в цену товара по принятым в контракте условиям поставки.

Валюта цены – явл. Валютой сделки, кот. Для различных товаров принята разная: например, если предприятие экспортирует каучуковые металлы, то ВЦ явл. англ. фунт стерлингов, для нефтепродутов – доллар.

Экспортеры обычно стремятся зафиксировать цену по той валюте, курс которой стабилен, а импортеры – в валюте, подверженные обесцениванию. Кроме того, после выбора валюты, в контрактах могут быть и “валютные оговорки” – это привязка выбранной валюты сделки к валютам стабильным: СДР(Специальные права заимствования) – международной валютной единице, или к межд. ед. Европы – ЭКЮ.

Способ Фиксации Цены – выбирается в зависимости от длительности действия контракта: либо цена фиксируется на момент подписания контракта (Твердая цена), либо к моменту его исполнения (Скользящая цена).

Товарные цены в международной торговле признаются взаимовыгодными в том случае, когда они соответствуют МИРОВОЙ ЦЕНЕ, т.е цене отражающей всю систему ценообразущих факторов, в том числе и поставку товара с послепродажным обслуживанием. Это цена в СКВ.

На цену продажи оказывают влияние система сбыта товара, которая может быть простой, когда товар передается непосредственно от производителя потребителю, и сложной, когда реализация идет через посредников. В настоящее время ок. 65% товаров идет через посреднические фирмы.

Наиболее существенное, определяющее влияние на хозяйственные результаты производителей и потребителей оказывают два основных вида цен: оптовые и розничные цены.

Оптовые цены используются предприятиями – производителями для реализации изготовляемой продукции крупными партиями предприятиям – потребителям, торговым посредникам или торговым организациям.

Розничные цены используются с целью реализации товаров в розничной торговой сети.

Оптовая цена (Цопт.) состоит из следующих компонентов:

Цопт = Сп + Пр + НДС; где:

Сп – полная себестоимость единицы продукции, грн;

Пр – прибыль, закладываемая в цену реализуемой единицы продукции, грн;

НДС – налог на добавленную стоимость, как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости которая создается на всех стадиях производства продукции. Величина добавленной стоимости представляет разницу между ценой товара и стоимости использованных ресурсов. Иными словами это зарплата и прибыль.

Если продукция реализуется посредниками (организациями) то в оптовую цену включается также торговая надбавка посредника. В этом случае оптовая цена равна:

Нпоср

Цопт = Сп + Пр + НДС +

Прп НДС

Где: Нпоср – надбавка посредника, грн

Прп – прибыль посредника, грн

Розничная цена (Црозн) определяется по формуле:

Нторг

Црозн = Цопт + Нпоср +

Прт НДС

Где Нторг – надбавка торговой организации, грн

Прт – прибыль торговой организации, грн

С отдельных товаров из-за высокой доходности (например, водка) берут дополнительный налог который называют акцизным сбором (А). В этом случае оптовая цена равна:

Цопт = Сп + Пр + НДС + А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: