double arrow

Основные положения учения Будды


Путь к просветлению

Вопрос 3. Будда

2. "Срединная дорога", "Благородные истины"

1. ПринцСиддхартхи Гаутама (Шаколмуни) родился в середине VI в. до н. э. в Индии. Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.

Случайно Гаутама увидел больного, старика, покойника и узнал о су­ществовании болезней, страданий, старости и смерти.

После встречи со странствующим аскетом принц решил, что найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм. В возрасте 29 лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.

Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение - в освобож­дении от желаний, "развеществлении". Это позволяет:

• избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;

• стать всеведущим;

• обрести бессмертие.

В возрасте 35 лет принц стал называтьсяБуддой (от Buddha - просвет­ленный, пробужденный).

* Сансара (круговорот) - это череда рождений, переход из одного суще­ствования в другое. Этот процесс сопряжен со страданиями, болезня­ми, смертями.




* Блаженство, счастье Будда и его последователи понимали как:

* завершенность, внутреннюю гармонию человека;

* состояние полного счастья, когда больше нечего желать;

* избавление от цепи перерождений. К блаженству не ведут:

* гедонизм ("склонность ко всяким похотям");

* аскетизм ("склонность себя изнурять");

* комбинация гедонизма и аскетизма (принцип меры).

2. Будда открыл"верную срединную дорогу", которая "к умиротворению, i постижению, к пробуждению, к успокоению ведет".

В момент просветления Будде открылисьчетыре благородные истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения. Их необходимо знать, чтобы достичь нравственной чистоты.

* Истина о страдании, тяготах. Страданием являются:

* вся жизнь во всех ее проявлениях;

* наслаждения;

* человеческие привязанности, богатство, слава - это цепи, привязывающие человека к жизни

* Истина об источнике страданий: им является желание жизни.

* Истина о пресечении страданий. Нирвана (от санскрит, nirvana - затухание, остывание) - это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода...". Четкого определения нирваны Будд;

не давал. Ее можно трактовать как:

* полное счастье, самодостаточность;

* отсутствие желаний, страстей, привязанностей;

* уход от мира;

* покой и т. п.

* Истина о верной срединной дороге. Программа нравственного совершенствования личности содержит 8 степеней духовного возвышения:

* истинное воззрение (праведная вера) - усвоение четырех истин Будды



* истинное намерение - принятие благородных истин и непривязанность

к миру;

* истинная речь - воздержание от лжи и речей, не относящихся к отрешению от мира;

* истинные поступки - ненасилие, ненанесение вреда любому живому существу;

* истинный образ жизни, истинное поведение;

* истинное усилие - бдительность, пресечение дурных мыслей;

* истинное памятование (праведная мысль) о том, что все преходяще;

* истинное сосредоточение - духовное самопогружение.

Нравственное самосовершенствование - это переход от индивидуаль­ной определенности (всего, что выделяет человека из числа других лю­дей) к безличному началу.

Человек, преодолевший чувственную привязанность к миру, испыты­вает чувство любви (отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной степени.







Сейчас читают про: