double arrow

Вопрос 4. Моисей


Декадог. Его особенности

Моисей (род., вероятно, в XIV - XIII вв. до н. э.) является:

• духовным отцом еврейской нации;

• основателем мировой религии иудаизма;

• создателем одного из древнейших кодексов нравственности.

Моисей не только выражал интересы и волю своих соплеменников, но и создавал еврейский народ, способствуя его переходу из дикого, при­родного состояния в историческое, государственное, вел его к осозна­нию духовной общности.

Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера, идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.

Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом (един­ством религии, морали, права).

Моисей разработал свод правил, которые:

• регулировали все сферы жизни человека;

• носили законодательный характер.

В основу свода легли 10 заповедей, полученных Моисеем от Бога Яхве на каменных скрижалях.

10 заповедей (десятисловие, Декалог):

1. Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов.

2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...

3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего и матерь твою.




6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.

Заповеди 1 – 3:

• относятся к сфере сакрального права;

• предостерегают народ от варварства (многобожия, колдовства, человеческих жертвоприношений);

• утверждают веру в единого Бога.

4-я заповедь утверждает:

• связь народа и Бога (суббота - день духовного сосредоточения, мыслей о Боге);

• духовное единство народа (день отдохновения обязателен для всех слоев общества, включая рабов).

5-я заповедь - древнейший закон почитания родителей, вошедший в кодекс Моисея.

6-я - 10-я заповеди:

• являются нормами отношения к ближним;

• распространяются только на представителей своего народа ("...не злобствуй на сына своего народа...");

• задают меру справедливости.

Содержанием справедливости является равное возмездие, древний принцип талиона ("око за око").

Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое особое предназначение в мире ("...кто тот великий народ, у которого законы... праведны так, как все это Учение, которое я даю вам?.."), него сформировались общие нравственные принципы.

Моисей заложил основы жизни народа:

• религиозные (единобожие);

• нравственные (любовь к своему народу);

• законодательные (справедливость).

Заповеди Моисея - один из древнейших и значимыхнравственных кодексов. Его признаки:

безусловность: мораль, нравственные требования абсолютны, изначальны, выступают как воля Бога;



категоричность: требования не обсуждаются, не допускают отклоне­ний, так как даны Богом;

всеобщность: нравственные требования Декалога:

• стали основой общечеловеческой нравственности;

• вошли в состав морально-религиозных учений христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:

• регулируют только действия людей, но не их моральное мышление;

• не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности - на­казания и награды распространяются на потомков (например, прокля­тие до 7 колена);

• являются принудительными законами - Моисей не стремился закре­пить их в моральном сознании людей;

• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.

Милосердие в учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выс­тупает только как форма справедливости и часто совпадает с формой справедливости - возмездием ("...вдову и сироту не угнетай... если будешь угнетать... будут ваши жены вдовами и ваши сыновья сиротами"). Милосердие выражается не в прощении, а в более мягкой форме нака­зания.







Сейчас читают про: