Вопрос 2. Конфуций
1. Человеколюбие
2. Ритуал
3. Сыновняя почтительность
4. Исправление имен
6. Благородный муж '
1. Некоторые философско-этические учения закреплены в историческом опыте людей. Они представляют собой образцы нравственного мышления и поведения на личном примере создателей учений и служат нравственной основой мировых религий, цивилизаций. Эти учения обновляют ранее существовавшие в обществе моральные устои, отличаются глубиной и масштабом воздействия на мораль общества.
Духовный учитель китайской нации Конфуций, или Кун-цзы (551 478 гг. до н. э.), предложил программу добродетельной жизни. Он от крыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы, древняя литература
Основные категории учения Конфуция.
"Жень" (человеколюбие, милосердие, гуманность) как качество индивида, человеческое начало, программа жизни, долг.
Жень реализуется в отношениях людей. Отношения между людьми являются гармоничными и нравственными в случае, если они взаимны
Взаимность, равенство в отношениях являются общим принципом поведения.
|
|
Конфуций сформулировал "золотое правило нравственности". На вопрос: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" - Конфуций ответил: "Это слово - взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе".
2. "Ли" (ритуал, обряд, этикет, церемония) воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие" (Конфуций).
Ритуал - нормы, образцы достойного поведения. Он одновременно объединяет людей, позволяет сохранить дистанцию, необходимую для комфортного общения и реализует принцип равенства в общении людей, неравных по социальному положению или личным качествам.
Общество построено по принципу "ли". Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между государем и подданными и т. д.
Согласно Конфуцию человек - уникальное существо, обладающее достоинством. Достоинство человека происходит от "ли" и воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного.
Моральное образование состоит, в усвоении правил "ли" (ритуала), изучении литературы, музыки и других искусств.
Конфуции говорил: "Обрести жень - значит подчиниться "ли".
Ритуал основан на "сяо" - сыновней почтительности и "чжен мин" - исправлении имен.
3. Сыновняя почтительность, преданность родителям - это забота о старших и поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколюбия. Почтение к родителям в Китае было закреплено юридически. Отец для детей был последней и абсолютной инстанцией.
|
|
Сыновняя почтительность, культ предков, уважение к древности обеспечивают:
• стабильность общества;
• преемственность поколений;
• отсутствие конфликтов между поколениями.
Конфуций проповедовал "постоянное возрождение старого как путь познания нового". Изменения порядков, заведенных родителями, возможны только с их согласия. В случае смерти отца перемены в доме проводились только после трехлетнего траура.
Конфуций считал, что:
• перемены в обществе не должны противоречить культу предков;
• нравственные идеалы нужно черпать в прошлом;
• патриархальный покой предпочтительнее конфликтов и смут, связанных с прогрессом. Конфуций говорил: "Я верю в древность и люблю ее чистосердечно".
4. Концепция исправления имен. Члены общества различаются по:
• социальному статусу (сословию);
• положению в системе разделения общественного труда (функции).
Необходимым условием для достойных отношений между людьми разных сословий и функций является соответствие человека своему общественному предназначению. "Государь должен быть государем, сановник сановником, отец - отцом, сын - сыном" (Конфуций).
Взаимность отношений в классовом обществе реализуется через обмен деятельности. Это требует выполнения каждым членом общества своего профессионального и общественного долга.
5. "Вэнь" - воспитанность, культурный смысл жизни человека. Чем выше положение человека в обществе, тем выше его нравственная ответственность. Нравственные обязанности вырабатываются в процессе воспитания, образования и проявляются в ритуале.
Вэнь, воспитание - это синтез:
• природных, врожденных качеств человека;
• качеств, приобретенных в процессе воспитания, образования.
Конфуций учил: если "...воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем".
6. Благородный муж (цзюнь-цзы) означает:
• благородство происхождения, аристократизм;
• человеческое совершенство. Человеческое совершенство:
• не гарантируется благородным происхождением;
• достигается в процессе духовного самосовершенствования;
• достижимо для простолюдинов.
Для представителей аристократических сословий человеческое совершенство является обязанностью. Благородный муж - идеальный человек. Он:
• стремится познать дао (правильный путь);
• всегда следует ритуалу;
• гуманен;
• искренен, честен;
• почтителен;
• постоянно учится, упорным трудом достигает совершенства;
• сдержан в словах, слова его не расходятся с делом.
Благородный муж, по учению Конфуция, относится ко всем одинаково, не судит других (только себя), заимствует у других только хорошее. Род занятий, наиболее подходящий для благородного мужа, - сановная деятельность, политика.
Благородному мужу противопоставлялся низкий человек (сяо жень), который стремится к выгоде, пренебрегает ритуалом, имеет грубые манеры, судит других людей, вступает в конфликты. Низкий социальный статус способствует формированию "сяо жень". Однако не всякий простолюдин является низким человеком.
Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень трудно. Себя он таковым не считал.