Бюджет – это некий денежный фонд образуемый при перераспределении ВВП и направляемый традиционно на финансирование следующих 4 направлений:
· Оборона государства
· Содержание государственного аппарата
· Экономическое развитие государства
· Социальная поддержка населения
Пропорции финансирования этих 4 направлений зависят от той бюджетной политики, которая проводится государством в данный исторический период.
В мире сложилось две устойчивые модели бюджетной политики. Главным критерием их отличия является вмешательство государства в бизнес и доля перераспределяемого через бюджет совокупного общественного продукта.
Американская модель – в бюджет изымается небольшая часть доходов предпринимателей через налоги, но при этом государство берет на себя минимум социальных обязательств.
Перечень бесплатных услуг сводится к двум:
· Оказание помощи в чрезвычайных ситуациях
· Бесплатное среднее образование
Европейская модель - в европейской модели до 50% доходов предпринимателей изымается в бюджет (швеция и норвегия – лидеры в этом), при этом через бюджетные фонды население получает большое количество услуг.
|
|
1. Доходы бюджета
Доходы бюджета делятся на две категории:
· Налоговые (состоят из налогов, налоговых сборов, налоговых штрафов и пеней)
· Неналоговые (образуются за счет использования имущества и в результате проведения контрольных мероприятий и взимания штрафов.. неналоговых)
Налоги – это регулярный обязательный платеж, установленный государством.
Все налоги в РФ регулируются налоговым кодексом
По степени влияния на бюджет, налоги классифицируются на: прямые и косвенные
Прямые – это налоги, взимаемые непосредственно с объекта налогообложения (налог на прибыль, налог на землю)
Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в процессе обращения (НДС, акцизы, налог с продаж)
Преимущество косвенных: Косвенные налоги постоянно поступают в бюджет, являясь регулярным источником формирования бюджета.
Собственные и регулирующие:
Собственные – те которые закреплены за определенным видом бюджета на длительный промежуток времени. И не могут быть отменены без предварительного уведомления соответствующих органов управления
Регулирующие налоги – это те налоги, которые могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой. (например: налог на доходы физических лиц, но при этом он передан правительством РФ для зачисления в региональные и местные бюджеты, на период не менее 3 лет.
По зачислению в бюджеты существует три группы налогов:
· Федеральные
· Региональные
· Местные
Весь перечень налогов существующих в РФ сформирован в налоговом кодексе. Правила взимания, объекты налогообложения, ставки налогов или шкалы установлены федеральным законодательством. Но федеральный и региональный уровень власти получили право распоряжаться в пределах установленных налоговым кодексом своими налогами или их долями.
|
|
Правила перераспределения налогов между уровнями бюджетной системы сформулированы в бюджетном кодексе РФ, пропорции распределения регулирующих налогов ежегодно принимаются в рамках закона о бюджете на следующий год))