Лекция 1.2. Предмет и методы экономической теории

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности.

Долгое время считалось, что предме­том науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и при­чинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете эко­номической теории все больше начинают связываться с редкостью (ог­раниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблени­ем материальных и нематериальных благ. Именно поэтому эта наука явля­ется гуманитарной, изучающей закономерности поведения человека.

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наи­более эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их приме­нения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономичес­кой теории - микроэкономика и макроэкономика.

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») оз­начает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследова­ния явлений природы и общественной жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окру­жающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования ры­ночного спроса путем исследования различных определяющих его факто­ров - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыноч­ный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рас­смотрении как единства входящих в него и определяющих его компонен­тов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от час­тного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каж­дого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с извест­ного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использовать­ся достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом орга­низме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: