Оценка конкурентоспособности продукции, работ, услуг

Конкурентоспособность страны определяется на основе 10 факторов, каждый из которых в свою очередь рассчитывается по нескольким критериям (всего 340 критериев). Из них 280 основаны на статистических данных ООН, ОЭСР, Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а 60 определяется экспертным путем при опросе 1,6 тыс. экономистов и экспертов из31 страны.

Первый фактор «динамизм экономики» определяется по таким критериям, как темпы экономического развития, положение национальной валюты, уровень промышленного производства, объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения и др.

Второй фактор «эффективность промышленного производства» определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные с материальным стимулированием, текучестью кадров и прогулами.

Третий фактор — «динамизм рынка». При этом считается, что конкурентоспособность тем выше, чем активнее деятельность компаний, непосредственно связанных со сбытом. Одним из критериев динамизма рынка является объем потребительских расходов на душу населения. В эту же группу входит ряд неценовых критериев, таких, как послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн.

Четвертый фактор «развитие финансовой системы» оценивается по таким критериям, как состояние финансовой системы страны, деятельность коммерческих банков, рынок ценных бумаг.

Пятый фактор «людские ресурсы» определяется исходя из численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, квалификации специалистов и др. критериев.

Шестой фактор «роль государства» определяется путем исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны, содержания экономической политики.

Седьмой фактор «ресурсы и инфраструктура».

Восьмой фактор характеризует готовность стимулировать торговую деятельность.

Девятый фактор «политика страны в отношении нововведений» оценивается по таким критериям, как положение в НИОКР, готовность правительства и руководства фирм к реализации новых идей.

Десятый фактор «социально-политическая обстановка» характеризует, насколько политика государства и стратегии промышленных компаний отражают мнения и настроения общества.

Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью двух групп показателей, отражающих конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность использования ресурсов. Вторая группа включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия.

Общие правила оценки конкурентоспособности продукции следующие:

— выбор и анализ рынка для реализации товара;

— изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров;

— выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения;

— определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке;

— установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров;

— выбор методик расчета, определение и анализ сводных показателей по товарным группам;

— расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара, предприятия;

— выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др.

Экономические показатели конкурентоспособности продукции – себестоимость, цена изделия и потребления, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и др.

Затраты покупателя складываются из двух частей — расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления». Цена потребления существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Цена потребления складывается из следующих элементов:

— расходы на покупку;

— расходы на транспортировку до места использования;

— стоимость установки, приведение в работоспособное состояние;

обучение персонала;

— затраты на топливо или электроэнергию;

— заработная плата персонала;

— затраты на послегарантийный сервис и покупку запчастей;

— расходы на страхование изделий;

— налоги;

— расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса (если изделие продается новому владельцу, эти деньги вычитаются из цены потребителя);

— непредвиденные расходы.

Исходя из уровня затрат на производство продукции, а также нормы или массы прибыли, необходимой для рентабельной работы, экспортер устанавливает минимальную продажную цену, обеспечивающую ему требуемую прибыльность производства и экспорта товаров.

Чем ниже уровень издержек производства, чем больше разница между рыночной ценой и затратами, тем больше резерв, который имеет экспортер для снижения цены на производимую продукцию в целях сохранения или укрепления своих конкурентных позиций, тем он конкурентоспособнее.

Технические параметры, которые используют при анализе конкурентоспособности, следующие:

- классификационные параметры, которые определяют принадлежность изделия к определенному виду (классу) продукции. Определять конкурентоспособность можно только по отношению к изделиям, входящим в один и тот же класс.

- конструктивные, отражающие технико-конструкторские решения, присущие изделиям.

- нормативные параметры, показывающие соответствует ли изделие стандарту, нормам, правилам, которые регламентируют границы, из которых данный параметр не имеет права выходить. К их числу относятся показатели надежности, ресурс изделия, безотказность, долговечность, ремонтоспособность; эргономические параметры (гигиенические, физиологические, психологические и др.), которые демонстрируют соответствие товара свойствам человеческого организма и человеческой психики, определяют удобство работы, скорость утомления.

При оценке конкурентоспособности фирмы необходимо учитывать стратегию основных конкурентов. Обычно при оценке стратегии отвечают на следующие вопросы:

— Каковы главные факторы конкурентоспособности этих товаров?

— Какова практика фирм-конкурентов в рекламе и стимулировании сбыта?

— Какова практика фирм-конкурентов относительно наименований (торговых марок) товаров?

— В чем заключаются привлекательные стороны упаковки товаров-конкурентов?

— Какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный период?

— Используют ли конкуренты для сбыта местную торговую сеть или создают собственную?

— Какова практика товародвижения у фирм-конкурентов (виды транспорта), объемы запасов, размещение складов, виды складов и их стоимость?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: