Некоторые рекомендации по подготовке к публичному выступлению

Литература

Литература

1. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001. Раздел 4.

2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Глава 5.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000, стр. 101 – 102, 106 – 114.

4. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Глава 7.

5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел Ш, глава 1, 2.

6. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема II.

7. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997. Часть I, тема 3.

8. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005.

Тема 2. Законы риторики (2ч.)

1. Диалогическое взаимодействие участников речевой ситуации. Принципы диалогизации речевого поведения.

2. Риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание, обращение, введение чужой речи, вопросно-ответный ход). Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом.

3. Формы проявления диалогичности в судебной речи.

4. Закон продвижения и ориентации адресата.

5. Закон эмоциональности и закон удовольствия.

6. Эмоциональность и экспрессивность как средства речевого воздействия в судебной речи.

Законы современной общей риторики: закон диалогизации речи; закон ориентации и продвижения слушателей; закон эмоциональности; закон удовольствия. Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога. Ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача – установить двусторонние отношения с адресатом. Вы говорите не при слушателях, а со слушателями. Принципы, реализующие первый закон риторики: внимание к адресату; близость; конкретность. Составление «социального портрета» слушателя. Стабильные показатели аудитории:

1) социальное положение;

2) размер аудитории;

3) возраст;

4) круг особых интересов;

5) набор «запретных» тем;

6) личные особенности собеседника;

7) степень близости к слушателю;

8) почему и зачем люди собрались;

9) как ваше сообщение связано с личными и насущными интересами и потребностями адресата;

10) знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории;

11) отношение слушателей к докладчику;

Ситуативные показатели:

Эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления (т.е. что они хотят получить от вас как оратора; что вы можете им предложить; как они будут использовать полученные от вас знания).

Цели выступления:

· проинформировать;

· объяснить;

· заинтересовать;

· убедить;

· переубедить;

· побудить к действию;

· воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

Средства диалогизации речи: риторический вопрос, восклицание, обращение, вопросно-ответный ход, введение чужой речи. Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом (фигура ободрения и одобрения, фигура умаления, фигура уступки/допущения).

Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата гласит, что речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу.

Закон эмоциональности требует от говорящего сделать речь выразительной. Закон эмоциональности реализуется в риторике с помощью специальных экспрессивных средств (тропы, фигуры).

Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Игровая установка: загадка, каламбур, парадокс, афоризм, поэтическая цитата.

Средства усиления изобразительности: атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия. Атрибуция – конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

Формы проявления диалогичности в судебной речи. Судебная речь, как любая длительная речь, представляет собой монолог. Так как это устная речь для нее характерна сегментация, т.е. членение. Сегмент может совпадать с предложением, словосочетанием, словом. Активно используется в судебной речи прием «введение чужой речи», прямое обращение к суду, вопросно-ответный ход (интригующий вопрос, авторский вопрос, контактоустанавливающий вопрос).

Эмоциональность и экспрессивность судебной речи. Задаче воздействия служит набор средств: интеллектуализированных и эмоциональных средств языка. К интеллектуализированным средствам относится прием адресации (наличие лица, прямое обращение, глаголы повелительного наклонения, авторская оценка), а также термины оценочного характера («грубое нарушение», «особо тяжкие последствия», «особая жестокость» и др.) Эмоциональные средства воздействия: например, прием внутреннего диалога подсудимого; риторический вопрос, ирония, метафора, сравнение, инверсия, повторы, градация, парцелляция, анафора, т.е. средства речевой выразительности.

1. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 90 – 106.

2. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема Ш, VI, VIII.

3. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел Ш, глава 6.

Тема 3. Основы ораторского искусства (2ч.)

1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (общая и конкретная). Виды речи по цели: информационная, протокольно-этикетная, развлекательная, убеждающая, призывающая к действиям.

2. Композиция речи. Принципы композиции.

3. Методы изложения материала. Виды связи частей речи.

4. Структурно-композиционные характеристики судебной речи.

Виды публичных речей в зависимости от цели. Цель – сообщить некоторую информацию. Информационная речь. Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. Протокольно-этикетные выступления. Цель – развлечь собравшихся. Развлекательные речи. Цель - убедить. Убеждающие речи. Цели носят, как правило, комплексный характер.

Общая цель и конкретная цель выступления. Общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться от слушателей. Конкретная цель ясно показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому конкретную цель можно сформулировать цельным предложением.

Будет ли ваша тема увлекательна, зависит от: 1) основных интересов аудитории; 2) групповых интересов; 3) конкретных интересов; 4) злободневных интересов; 5) новизны темы; 6) заложенных в ней начал конфликта.

Публичное выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции. Три части, три вопроса, три аргумента. «Закон края» Герман Эббингауз. Лучше запоминается информация в начале и конце. Рамочная конструкция построения выступления. Принципы композиции: принцип последовательности, принцип усиления воздействия, принцип экономии средств.

Техники зачина (обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; цитирование; рассказ о себе, своем личном опыте; исторический эпизод; ссылка на общедоступный источник информации; риторический вопрос и др.).

Завершение выступления (цитата, поговорка; обращение к слушателям; благодарность за внимание).

Методы изложения материала: ступенчатый; концентрический; спиральный; хронологический; логический; дедуктивный; индуктивный; сравнение, сопоставление; анализ проблемы.

Языковые средства, создающие логическую связность речи. Виды связи элементов речи «скрепы»: когезия (вводные конструкции, сквозной повтор ключевых слов, понятий, образов); ретроспекция («как уже было сказано», «как мы знаем», «как вы уже слышали»); проспекция. Основные средства проспекции – гипофора (вопрос говорящего к самому себе) и эпанод (анонсирование свойств данного явления и затем подробное рассмотрение каждого свойства).

1. Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, - гласит риторика.

2. Свойства, которыми должен обладать говорящий (оратор):

1) обаяние;

2) артистизм;

3) уверенность;

4) дружелюбие;

5) искренность;

6) объективность (учитывайте противоположные мнения);

7) заинтересованность, увлечённость (старайтесь не говорить о том, что вас не интересует).

3. Обаятельный человек – тот, кто умеет быть самим собой. Обаяние – умение быть естественным. Почему трудно быть естественным? Потому что всякий говорящий чувствует, что его оценивают. Речь перед аудиторией для говорящего – вообще всегда ситуация оценки. Вы боитесь того, что вы будете отрицательно оценены.

4. Опасные враги творчества – это страх (боязнь неудачи), который сковывает воображение и инициативу, и чрезмерная самокритичность (придирчивая самооценка может привести к творческому параличу). Особенно остро страх и чрезмерная самокритичность проявляется у людей с жёсткой установкой на успех.

Совет: попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить), чем во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Составьте текст для аутогенной тренировки «Я не боюсь провала (в случае провала я ничего не потеряю)».

5. Речевой артистизм. В публичной речи особенно ценен компонент «актёрства», игры. Нужно научиться играть свои собственные черты, а не чьи-либо чужие. Играть – значит в определённой мере утрировать, показывать, выявлять.

6. В речевом поведении должны проявляться две тенденции:

1) стремление к индивидуализации (игра, стремление «показать себя», свою «непохожесть» на других) и 2) стремление «быть как все», не выходя за определённые пределы выразительности (экспрессивности) поведения.

7. Уверенность говорящего. Говорящий имеет «право на речь». Ситуация ораторского выступления – это ситуация иерархически организованная. «Право голоса» на определённое время передаётся оратору; аудитория должна выполнять собственную роль – внимать, слушать. Невозможно повести за собой слушателей без реального чувства уверенности в себе. Трудно доверять и довериться человеку, который сам в себе сомневается.

8. Однако далеко не все могут ощущать спокойствие и уверенность, говоря публично. Каковы причины, вызывающие страх («ораторский страх», «страх сцены»)?

9. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка и некомпетентность. Нужно различать страх и волнение. Волнение полезно. Оно тонизирует психику, даёт возможность «быть в ударе». Страх надо снимать.

10. Со стороны степень волнения оратора определить трудно; никто точно не знает, насколько вам страшно; со стороны вы выглядите гораздо спокойнее, чем себя чувствуете.

11. Необходимо формировать у себя «чувство аудитории». Коммуникативный контакт оратора и публики достигается следующими средствами:

1) разговорность речи (подлинная РР вряд ли возможна в ситуации публичного выступление. Необходимо имитировать РР);

2) зрительный контакт (старайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, не смотрите только в одну сторону аудитории слишком долго).

3) голосовой контакт (смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним).

12. Помните, вы говорите не при слушателях, а со слушателями.

13. Между беседой с товарищем и публичной речью нет чёткой и жёсткой границы.

14. Речь для публики – это не представление, сконцентрируйте внимание на теме выступления, не думайте о том, как вы говорите и держитесь.

15. Тренируйте своё Я. Используйте послания от первого лица (Я).

16. Перед выступлением сформулируйте фразу, содержащую в себе основную мысль вашего выступления. В критической ситуации она будет для вас опорой. «Никогда не молчи!»

17. Повторяйте наиболее важные положения, закрепляйте их в сознании собеседника (слушателей).

Структурно-композиционные характеристики судебной речи. Два аспекта композиции судебной речи: аспект содержания и лингвистический аспект. Трехчастная композиция преобладает в судебной речи. Композиция в аспекте содержания. Обвинительная речь. Вступление: общественная и моральная оценка преступления; изложение фактических обстоятельств дела; программа речи. Нежелательны искусственно интригующее вступление, патетический тон. Вступление защитительной речи: моральная оценка совершенного преступления; указание на характерные особенности дела; определение задач защиты в конкретном процессе; характеристика личности подзащитного; признание подсудимым виновности.

Главная часть: 1) изложение фактических обстоятельств дела; 2) анализ собранных по делу доказательств; 3) обоснование квалификации преступления; 4) характеристика личности подсудимого; 5) причины совершения преступления; 6) соображения о мере наказания.

Композиция в аспекте языковых средств.Вступительная часть традиционно характеризуется большей экспрессивностью, представленностью риторических фигур. В главной части наблюдается чередование двух типов изложения. Представляющие последовательности (описание и повествование) и аргументативные последовательности (опровержение и доказательство). Изложение фактических обстоятельств дела, характеристика личности подсудимого, причины совершения преступления – представляющие последовательности. Юридическая квалификация преступления – аргументативные последовательности.

В последней части судебной речи обычно высказываются соображения о мере наказания, преобладает логическая доминанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow