Понятие постановлений

Понятие и классификация документов

Введение

Современная юридическая практика тесно связана с письменным изложением. Средством выражения письменности досудебного производства, в том числе предварительного следствия, являются документы, правильность и точность оформления которых служит гарантией правосудия, а также соблюдения прав и свобод граждан.

О качестве работы следователей главным образом можно судить по документам, имеющимся в уголовных делах, находящихся в их производстве. Анализ следственной и судебной практики показал, что при подготовке процессуальных и иных актов следователи допускают значительное количество упущений, связанных как с нарушением формы документов, так и неверным изложением их содержания, в том числе – в стилистическом отношении.

Эти обстоятельства побудили сформулировать рекомендации, направленные на совершенствование техники составления процессуальных документов предварительного следствия, вызывающих наибольшие затруднения у малоопытных составителей: начинающих следователей.

В предлагаемой лекции даны понятие и классификация документов предварительного следствия, а также рекомендации и пояснения об оформлении отдельных фрагментов документов, их соотношении с другими частями.


предварительного следствия

Действия и решения органов предварительного расследования и других участников уголовного процесса, как правило, находят отражение в предусмотренных законом официальных документах. Именно документы, составляемые в ходе предварительного следствия, служат средством закрепления определенных сведений (фактических данных, информации) письменным, машинным и иным способом на специальном материале.

Основные понятия «процессуальные документы» и «документы предварительного расследования» в уголовно-процессуальном законе не содержатся, а в теории уголовного процесса эти термины толкуются неодинаково.

В теории уголовного процесса термин «процессуальные документы» понимается в узком и широком смысле.

Предметом нашей лекции является понятие «документы предварительного следствия».

На наш взгляд, понятие «документы предварительного следствия» должно включать как документы, предусмотренные, названные или подразумеваемые уголовно-процессуальным законом, так и урегулированные другими федеральными законами, ведомственными актами, выработанные практикой, а в ряде случаев даже не имеющие правового регулирования.

Как правило, процессуальные документы предварительного следствия не только предусмотрены законом, но и строго регламентированы им. Так, в УПК РФ детально изложены требования к содержанию постановлений о возбуждении уголовного дела (ст. 146) и о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 171), обвинительного заключения (ст. 220), протокола задержания по подозрению в совершении преступления (ст. 92). Структура и унифицированная форма процессуальных документов досудебного производства были разработаны Следственным комитетом при МВД России в виде бланков[1].

Однако нередко в законе тот или иной документ лишь назван, либо просто подразумевается.

Например законодатель определил, что заявления граждан о совершенном или подготовляемом преступлении могут быть устные и письменные; устные заявления заносятся в протокол (ст. 141 УПК РФ). Согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении. Наименование же этого документа талон-уведомление, а также ряд требований, касающихся содержания, порядка приема и регистрации протокола-заявления, письменных заявлений и сообщений, детализированы приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985[2].

Что касается возражений следователя в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, то закон (ч. 3 ст. 38 УПК РФ) только упоминает наименование этого документа и подчеркивает его письменный характер, не раскрывая его структуры и содержания.

Действующий УПК РФ лишь косвенно выделяет в качестве самостоятельного способа собирания следователем доказательств право требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих установить необходимые по делу фактические данные (ч. 4 ст. 21); требовать производства документальных проверок и ревизий (ч. 1 ст. 144). Тем не менее правоприменитель нередко его использует. Предметом требования могут быть как документы, которыми адресат располагает в данный момент, так и документы, которые адресату предстоит составить в связи с поступившим запросом: справки, характеристики, разного рода выписки и т.п. Поскольку требование о производстве ревизии предполагает и представление следователю акта ревизии – это, на наш взгляд, является особым случаем требования о представлении документа.

На практике требования о представлении предметов и документов облекаются в письменную форму служебных писем-запросов, а требования о производстве ревизий в связи с имеющимися в производстве уголовными делами выражаются в форме постановлений. Между тем, основания, форма и порядок требования о производстве ревизии в законе не регламентированы.

К числу документов предварительного следствия, подразумеваемых УПК РФ (ст. 45), относятся постановления о допуске для участия в уголовном деле представителя (законного представителя) потерпевшего, гражданского истца. Структура и содержание этих документов ранее были разработаны на практике.

Не следует забывать о том, что некоторые документы, имеющиеся в уголовном деле, не только не урегулированы и не названы законом, но необходимость их составления и не подразумевается УПК РФ. К таким документам, выработанным практикой, относятся, например, постановления об уточнении анкетных данных, о нецелесообразности производства какого-либо следственного действия.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 16 марта 1999 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен ст. 771. Часть 1 данной статьи предусматривает составление прокурором, следователем или органом дознания мотивированного постановления, на основании которого при необходимости производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений[3]. Следовательно, данным Федеральным законом урегулировано вынесение постановления о переводе (этапировании).

Перечень субъектов составления документов предварительного следствия.

В связи с введением судебного контроля суд вправе принимать следующие решения: об аресте, о продлении сроков содержания обвиняемого под стражей, о наложении ареста на имущество, о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку в учреждениях связи, о разрешении производства обыска (выемки) в жилище и пр. Решения судьи по этим вопросам в виде постановлений приобщаются к материалам дела.

Часть документов, официально подтверждающих те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела (например, справки о наличии или отсутствии судимости, копии приговоров, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров; акты ревизий и документальных проверок; заключения эксперта; документы страховой компании в случае предъявления ею иска к обвиняемому и др.), составляются и представляются следователю предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.

Документы, устанавливающие личность, подтверждающие наличие у граждан каких-либо специфических прав или заслуг, оформляются компетентными учреждениями и организациями.

Такие удостоверяющие документы, как расписки, оформляются гражданами; договоры между гражданами (завещания, дарения и пр.), совершаемые в письменной форме, подготавливаются соответствующими должностными лицами.

В уголовных делах обычно имеется достаточно много документов, оформленных государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, в которых сообщаются определенные фактические данные (например, характеристики). Материалы предварительной проверки оснований к возбуждению уголовного дела (заявления, письма и объяснения граждан, должностных и материально-ответственных лиц, в которых сообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела) составляются гражданами, должностными и материально-ответственными лицами предприятий, учреждений и организаций, следователями, дознавателями или должностными лицами органов дознания.

Документы-вещественные доказательства, служащие установлению имеющих значение для дела фактических данных вследствие непосредственного материального отображения преступления или его следов, оформляются гражданами, должностными и материально-ответственными лицами предприятий, учреждений и организаций.

В числе субъектов, имеющих право отменять меру пресечения в процессе предварительного расследования, ч. 2 ст. 110 УПК РФ называет дознавателя, следователя или судью. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 50 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. № 103-ФЗ[4] правом освобождать из-под стражи своим постановлением имеет и начальник места содержания под стражей, т.е. начальник ИВС или начальник СИЗО.

Таким образом, документы предварительного расследования составляются не только органами предварительного следствия и дознания, прокуратуры, но и судьей, начальником места содержания под стражей, гражданами, должностными и материально-ответственными лицами предприятий, учреждений и организаций.

В теории уголовного процесса термином «процессуальные документы» в широком смысле [5] охватываются «все документы, составляемые в связи с производством по уголовному делу и в его рамках», а в узком смысле этот термин охватывает те составляемые в ходе расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела и в его рамках документы, которым по прямому указанию закона должна быть придана процессуальная форма [6].

По нашему мнению, само название «процессуальные документы» имеет процессуальную окраску. Однако при производстве по делу, например, заполняются статистические карточки, которые явно не относятся к числу процессуальных документов.

Кроме того, в определении «процессуальных документов» в широком смысле, как правило, не указывается, кем они составляются[7]. Следовало бы уточнить, что эти документы подготавливаются дознавателем, следователем, руководителем следственного органа, прокурором, судом, начальником места содержания под стражей, другими участниками по уголовному делу, а также любыми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Положительным моментом данного определения является то, что в нем рассматриваются документы «в рамках» уголовного дела, так как нас будут интересовать именно документы, относящиеся к делу.

Уголовно-процессуальный закон и сложившаяся правоприменительная практика длительное время признавали документами только письменные акты, содержащие факты и обстоятельства, имеющие значение для дела.

Информация доходит до исследователя различными путями. Например, очевидец наблюдал факт совершения преступления. Это событие запечатлелось в его сознании в виде образа, следовательно, человек стал материальным носителем информации, но в иной форме, чем она существовала ранее. Произошло первичное преобразование (кодирование) информации. При допросе данная информация принимает сначала форму устной речи, а затем – письменного или печатного текста. Элементы формы информации называются знаками или символами. Таким образом, преобразование информации происходит еще дважды. В результате содержание информации более или менее значительно искажается.

При фотографировании, киносъемке, видеозаписи информация преобразовывается в виде прямого отображения предметов и явлений на пленке и фотографии. Такое кодирование (выступающее как способ фиксации) менее искажает информацию. Поэтому в известной степени фотосъемка, киноленты, видеозапись и т.п. более содержательны, чем, например, письменное описание того же предмета.

Можно спорить о достоинствах и недостатках документа, выполненного письменным или иным способом, но исключать другие способы фиксации информации нельзя. Думается, что характер кодирования (с помощью букв алфавита или фотосъемки и т.п.) не может служить достаточным основанием для ограничения понятия документа только письменным актом[8].

Мы будем понимать под документом не только информацию, зафиксированную на бумажном носителе.

Суммируя изложенное, сформулируем свое определение: документы предварительного расследования – это материальные носители информации, предусмотренные, названные или подразумеваемые уголовно-процессуальным законом, урегулированные другими федеральными законами, ведомственными актами, выработанные практикой, которые составляются в связи с производством по уголовному делу и в его рамках органами предварительного расследования, прокуратуры, судом, начальником места содержания под стражей, другими участниками процесса, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Отметим, что не все из тех документов, которые нами обозначены, содержатся в уголовном деле. Так, требование о выдаче арестованного из СИЗО, планы совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, статистические карточки, ряд официальных документов о производстве оперативно-розыскных и розыскных мероприятий, как правило, не содержатся в уголовном деле. Но, на наш взгляд, их нельзя исключить из числа документов предварительного расследования.

Употребление законодателем различных по названию, назначению, содержанию и форме документов указывает на их неоднородность и многообразие, что является предпосылкой для классификации процессуальных документов, т.е. их разделения по группам (классам) по определенным общим признакам.

Все документы предварительного следствия мы будем для удобства делить на две группы: процессуальные и организационные.

На наш взгляд, при классификации документов предварительного расследования за основу необходимо принимать не только характер их нормативного регулирования, но и значение для дела. Документы, играющие с точки зрения их значимости для дела вспомогательную роль, можно считать организационными. К процессуальным же документам следует относить те, которые напрямую связаны с установлением обстоятельств дела или обеспечением прав личности.

Поэтому при таком понимании термина «процессуальные документы» их можно, в свою очередь, классифицировать по степени правовой урегулированности следующим образом: указанные в законе (в УПК РФ и других законах); вытекающие из закона; не имеющие правового регулирования (отраженные в ведомственных актах, выработанные практикой).

К процессуальным документам предварительного расследования, указанным в законе, по нашему мнению, можно отнести, например, постановления о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, о приостановлении предварительного следствия, о производстве следственных действий, о применении меры пресечения, протоколы допросов и других следственных действий, представление, обвинительное заключение и т.п. Большинство из этих документов не только предусмотрены УПК РФ, но и строго регламентированы им. В эту же группу документов следует включить постановление о переводе (этапировании), вынесение которого урегулировано ст. 771 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

К процессуальным документам, вытекающим из закона, по нашей классификации, относятся, например, постановления о производстве аудиторской проверки, о производстве ревизии, о привлечении в качестве специалиста. Данные документы предварительного следствия подразумеваются уголовно-процессуальным кодексом, однако закон не предусматривает их форму, содержание и даже наименование. Структура и содержание этих документов разработаны на практике.

Не имеющие правового регулирования документы можно подразделить на: 1) отраженные в ведомственных актах, 2) выработанные практикой.

К первой подгруппе до июля 2003г. относились постановления о возбуждении ходатайства о продлении процессуальных сроков, получившие ведомственное урегулирование в приказе Генерального прокурора РФ. УПК РФ не только не предъявлял требований к структуре и содержанию указанных постановлений, но даже не предусматривал вынесения постановления при необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей.

Вторую подгруппу, на наш взгляд, составляют разработанные на практике постановления об уточнении анкетных данных, о нецелесообразности производства какого-либо следственного действия. До введения в действие УПК РФ сюда относился и протокол проверки показаний обвиняемого (подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) на месте.

В рамках процессуальных и организационных документов также может быть произведена классификация:

1) по императивности – на обязательные и факультативные,

2) по месту производства – на составленные в служебных помещениях органов расследования и за их пределами,

3) по форме составления (письменные, графические и другие),

4) по субъектам составления (исходящие от государственных органов и других лиц).

Как нами было установлено в предыдущем вопросе лекции, к процессуальным документам предварительного следствия относятся те, которые напрямую связаны с установлением обстоятельств дела или обеспечением прав личности. При этом обязательность их составления может быть не предписана законом.

Изучение уголовно-процессуальных документов предварительного следствия позволяет отметить, что основными их видами являются постановления, обвинительные заключения, протоколы, заключения экспертов, указания и поручения, уведомления, сообщения и др.

Охарактеризуем более подробно некоторые из приведенных выше документов.


Официальное разъяснение понятия «постановление» дано в п. 25 ст. 5 УПК РФ, где говорится, что «постановление – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьёй единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта». Это значение данного понятия нельзя понимать буквально, так как постановления выносятся и в стадии возбуждения уголовного дела, т.е. до начала дознания и предварительного следствия. Так, в соответствии со ст.ст. 146, 148 УПК РФ по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлении решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела оформляются соответствующими постановлениями.

Если рассмотреть, как понятия «постановление», «решение» и «документ», через которые даётся определение термина «постановление», трактуются в русском языке, то можно сделать вывод о том, что в одном из значений «постановление» и «решение» определяются как синонимы. Этой точки зрения придерживается и законодатель.

Однако, например, ч. 2 ст. 171 УПК РФ предъявляет к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого следующее требование: «В постановлении должны быть указаны: … 6) решение о привлечении лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу», а в ч. 3 ст. 154 УПК РФ в отношении постановления о выделении уголовного дела имеется предписание о том, что в нём должно содержаться решение следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела, если оно выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица. Понятно, что имеются в виду обстоятельства, излагаемые в резолютивной части постановлений.

Не все решения облекаются в письменную форму. Так, УПК РФ не обязывает выносить постановления в случаях принятия решения о вызове для проведения очной ставки, о предъявлении для опознания, производстве следственного эксперимента или проверки показаний на месте.

Решение не всегда указывается в правовой норме. Например, в ч. 1 ст. 146 УПК РФ говорится о том, что о возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель или следователь в пределах компетенции выносят постановление. Здесь речь идёт о документе, а не о решении.

Полагаем, что в предусмотренных законом случаях, решения должны оформляться письменно.

Практику же это не всегда устраивает, так как постановления выносятся и тогда, когда в этом возникает необходимость (например, постановления о производстве следственного эксперимента по делам о ДТП, о нецелесообразности производства следственного действия)[9].

Поскольку п. 25 ст. 5 УПК РФ не вполне точно отражает сущность термина «постановление», считаем необходимым дополнить его формулировкой следующего содержания:

«Постановлением является также документ, отражающий решение прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя и составляемый в случаях, предусмотренных законом. По усмотрению прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя решение может быть оформлено письменно и при других обстоятельствах» [10].

Для чего фиксируются решения?

На наш взгляд, решения, изложенные письменно, имеют следующее значение:

придают им принудительный характер,

позволяют прокурору, следователю и дознавателю пояснить свои следственные и иные процессуальные действия,

удостоверяют разъяснение прав участникам процесса,

обозначают начало чего-нибудь (например, начало производства по делу, придание гражданину статуса потерпевшего, обвиняемого),

дают возможность проконтролировать законность и обоснованность принимаемых решений (в частности, при получении решения суда).

Оформляемые по уголовным делам постановления, с нашей точки зрения, можно разделить по следующим признакам:

1. Связанные с возбуждением уголовного дела и его движением. К ним относятся, например, постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству (ст. 156 УПК РФ); о принятии уголовного дела к производству (ст. 156 УПК РФ); о передаче уголовного дела руководителю следственного органа для направления по подследственности (ч. 2 ст. 38, ст. 151 и 152 УПК РФ); о производстве предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК РФ); о соединении уголовных дел (ст. 153 УПК РФ); о выделении уголовного дела (ст. 154 УПК РФ); о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ); о приостановлении предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ); о возобновлении предварительного следствия или дознания (ст. 211 УПК РФ); о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ), о возбуждении ходатайства о продлении срока дознания (ст. 223 УПК РФ).

2. Отражающие решения о производстве следственных и иных действий, направленных на собирание, закрепление и проверку доказательств (например, постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища (п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165, ч. 5 ст. 177 УПК РФ); об извлечении трупа (эксгумации) (ст. 178 УПК РФ); о производстве освидетельствования (ст. 179 УПК РФ); о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 182 УПК РФ); о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска (выемки) в жилище (ст.ст. 182, 183 УПК РФ); о получении образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ); о возбуждении перед судом ходатайства о производстве личного обыска подозреваемого (обвиняемого) (ст. 184 УПК РФ); о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки (ст. 185 УПК РФ); о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ), о назначении судебной экспертизы (ст.ст. 195, 199 УПК РФ).

3. Закрепляющие процессуальное положение участников уголовного судопроизводства (например, постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ); о признании гражданским истцом (ст. 44 УПК РФ); о привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. 54 УПК РФ); о признании потерпевшим (ст. 42 УПК РФ); о допуске законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого (ст.ст. 48, 426 УПК РФ), о допуске для участия в уголовном деле представителя (законного представителя) потерпевшего, гражданского истца (ст. 45 УПК РФ), о назначении переводчика (ст. 59 УПК РФ).

4. Отражающие решение о применении, отмене или изменении меры пресечения. К ним относятся, например, постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде залога (ст. 106 УПК РФ); о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ); о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ); об отмене (изменении) меры пресечения (ст. 110 УПК РФ); постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ).

5. Отражающие решение о приводе участников процесса и их розыске (например, постановления о приводе подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетеля (ст. 113 УПК РФ); о розыске подозреваемого или обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

6. Отражающие решение об окончании предварительного следствия, а также решение в отношении какого-либо лица или по отдельному факту (например, постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 213 УПК РФ); об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ); о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении лица, совершившего запрещённое уголовным законом деяние в состоянии невменяемости (ст.ст. 212, 213, 439 УПК РФ); о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (ст. 439 УПК РФ); о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).

7. Отражающие решения органа расследования, прокурора и суда, принятые по ходатайствам и жалобам участников процесса (например, постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении (ст. 124 УПК РФ); об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении (ст.ст. 122, 159, 219 УПК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: