Формирование спроса и закон спроса

Спрос — это экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.

Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или дого­ворной цене, т. е. это стоимостная оценка спроса, или спрос, умноженный на цену. Величина спроса может выступать как потенциальная выручка.

Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке (рис. 1).

Цена

товара

Ц4

Ц3

Ц2

Ц1

Q4 Q3 Q2 Q1

Объем товара

Закон спроса основывается на следующих положениях:

- удовлетворение спроса ограничено ценой. При высокой цене сни­жается уровень удовлетворения потребностей покупателя (спрос), что способствует возникновению излишка товаров на рынке и ведет к потерям в сфере производства;

- согласно принципу убывающей потребности товары, на которые спрос повышен, могут быть приобретены по высокой цене, но при ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со сто­роны покупателя падает, и они могут быть приобретены только по сниженным ценам;

- эффект дохода заключается в том, что при снижении цен на конкретную продукцию появляется возможность приобрести этой про­дукции больше или расширить ассортимент и купить дополни­тельно другой товар.

Закон спроса не учитывает факторы, не связанные с изменением цен (появление новых и модных товаров, демографическая ситуация, рост денежных доходов населения). На снижение спроса влияет появ­ление товаров-заменителей. Сопутствующая продукция, которая непос­редственно связана с потреблением основной продукции, также ока­зывает влияние на спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: