Показатели эффективности природоохранных мероприятий

Для выбора самых эффективных природоохранных мероприятий и самых действенных инструментов эколого-экономического регулирования используется метод, который в русскоязычной литературе получил название анализа «издержки - выигрыш» или «затраты - результаты». В основе анализа «издержки-выигрыш» лежит сопоставление затрат на проведение природоохранных мероприятий или реализацию экологических проектов с их результатами.

При этом под природоохранными издержками понимаются затраты на

снижение (предотвращение) загрязнения окружающей среды. Результатом (эффектом) или выигрышем от природоохранных мероприятий является улучшение качества окружающей среды.

Анализ ―издержки-выигрыш исходит из общих критериев рыночной эффективности, которые требуют выражения и затрат, и результатов в сопоставимой форме (в денежном измерении). При этом учитываются альтернативные издержки данного способа применения ресурсов. В силу того, что часть эффектов природоохранной деятельности невозможно выразить в денежной форме, то суммарный эффект включает не только экономические, но и социальные составляющие, которые не имеют прямой денежной оценки (качество жизни, сохранение среды обитания для будущих поколений и т.д.). Наряду с анализом ―издержки-выигрыш для оценки эффективности природоохранных решений применяются такие методы, как учет риска и неопределенности, сценарный анализ, метод многокритериальной оценки и др.

Для обоснования эффективности природоохранных мероприятий используются следующие показатели:

чистая приведенная стоимость; рентабельность инвестиций; срок окупаемости инвестиционных затрат; внутренняя норма прибыли.

Чистая приведенная стоимость представляет собой разность дисконтированных на один и тот же момент времени показателей прибыли

и инвестиционных расходов:

Рентабельность инвестиций – это показатель, производный от чистой приведенной стоимости (прибыли). Он характеризует отношение дисконтированной стоимости к дисконтированным инвестиционным расходам.

Период окупаемости – это время, за которое сумма поступлений от

реализации проекта (дисконтированной прибыли) покроет дисконтированную сумму инвестиционных расходов.

Внутренняя норма прибыли – это такая норма прибыли от инвестиций, при которой, если ее использовать как ставку дисконтирования, чистая приведенная стоимость (прибыль) равна нулю, т.е. капиталовложения полностью окупаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: