Классификация показателей, характеризующих уровень жизни
Уровень жизни населения – сложная социально-экономическая категория, характеризующая:
- социально-экономические отношения по поводу распределения и потребления материальных благ и услуг населения;
- степень удовлетворения рациональных потребностей в этих благах и услугах;
- условия для полноценного развития личности, созданные в обществе.
Уровень жизни населения оценивается системой показателей. Существуют несколько классификация показателей:
1. Общие (национальный доход, фонд потребления) и частные (уровень и способность потребления, условия труда).
2. Экономические (номинальные и реальные доходы, занятость) и социально-демографические (динамика численности населения, продолжительность жизни).
3. Стоимостные и натуральные.
4. Количественные и качественные показатели.
Показатели уровня жизни, характеризующие отдельные стороны жизнедеятельности людей, приведены в таблице 2.
Для оценки доходов населения можно воспользоваться системой показателей статистики уровня жизни. Данная система характеризует объем, состав, основные направления использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения.
|
|
Показатели статистики уровня жизни, отражающие влияние экономической и социальной политики на благосостояние людей, приведены в таблице 12.2.
Таблица 12.2. Основные показатели уровня жизни
Объемные (абсолютные) | Удельные (средние) |
Объем национального дохода | Доля фонда потребления в национальной доходе |
Номинальные доходы населения | Реальный доход на душу населения |
Фонд заработной платы | Средняя и минимальная заработная плата |
Доходы от предпринимательской деятельности | Средний доход от предприни-мательской деятельности на душу населения |
Объем пенсионных фондов | Средний и минимальный размер пенсий |
Объем товарооборота | Товарооборот на душу населения |
Объем выполненных услуг | Объем услуг на душу населения |
Величина жилого фонда | Обеспеченность жильем на одного человека |
Численность занятых в отраслях экономики | Доля безработных в экономически активном населении |
Сумма вкладов населения в сберегательный банк | Средний размер вклада |
Естественный прирост населения | Продолжительность жизни |
Для оценки уровня жизни в рамках одной страны чаще всего используются индикаторы дохода, основанные на имеющихся данных о доходах и расходах населения. Определяются частные (индивидуальные) и синтетические (обобщающие) показатели. Важнейшими среди них являются распределение семей по величине дохода на семью, распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение граждан по душевому потреблению.
|
|
Таким образом, показатели уровня жизни можно разделить на четыре группы: индикаторы дохода; комбинированные индикаторы, включающие индикаторы дохода и недоходные индикаторы; индикаторы социального участия; субъективные индикаторы.
Оперативная статистика социальных индикаторов отражает прожиточный минимум, средний денежный доход на одного работающего, размер пенсии, индекс потребительских цен и др.
Изменение уровня жизни населения оценивается на основе расчета индекса стоимости жизни (J), который в настоящее время исчисляется по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору по формуле
, (12.1)
где P0, P1 – цена покупки базисного и текущего периодов;
q0 – объем покупок базисного периода.
Стоимость жизни – это количество материальных благ и услуг, которое необходимо потреблять по нормам или фактически потребляется населением (различными его слоями и группами), выраженное в денежной форме. Ее можно определять и как совокупность расходов, которые несет человек, семья или группа населения для приобретения товаров и услуг, необходимых для поддержания их жизнедеятельности и восстановления работоспособности. Это важнейший показатель уровня жизни населения, от методов расчета которого во многом зависит определение реальных значений таких показателей, как доходы, заработная плата, пенсии, различные пособия.[8, c. 459]
В условиях разбалансированности российского рынка происходит заметный рост стоимости жизни. Это усиливает необходимость измерения воздействия динамики потребительских цен на уровень жизни населения.
В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель «индекс качества жизни.
Для международного сопоставления уровня жизни с 1990 г. применяется социальный индикатор «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), или (сокращенно) «индекс человеческого развития» (ИЧР), который исчисляется как средний из трех величин: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования; реального душевого ВВП, соотнесенных с высшими мировыми уровнями этих показателей. В 1990 году в списке, включающем 172 страны, СССР занимал 33-е место, а в 1992 Россия передвинулась на 44-е место.
При всех достоинствах данного показателя (простота исчисления, универсальность, статистическая доступность) индекс человеческого развития не полностью охватывает условия жизни и имеет ряд допущений (например, равнозначность трех его составляющих). Специалисты Всероссийского центра уровня жизни предложили иной метод определения уровня жизни. Отличие его состоит в том, что он охватывает все основные компоненты уровня жизни со взвешиванием из значимости по настоятельности соответствующих потребностей в зависимости от эластичности затрат на удовлетворение их в домашнем хозяйстве.
Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности, «пороговые значения» качества жизни и др.
В соответствии с международным правом минимальные размеры оплаты труда, а также пенсий по старости, стипендий, социальных пособий и других компенсационных выплат ориентируются на величину прожиточного минимума.
В соответствии с документом «Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства от 17 февраля 1999 г. № 192 прожиточный минимум определяется как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В свою очередь под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
|
|
По сути дела потребительская корзина состоит из трех корзин: продовольственной, непродовольственной, услуг. Потребительская корзина определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов в порядке, установленном Правительством РФ.
Важное место в потребительской корзине принадлежит продовольственной. Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного человека в месяц (рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов), который соответствует физическим потребностям, обеспечивает требуемую калорийность, содержание основных пищевых веществ и соблюдение традиционных навыков организации питания.
Принятые для расчетов минимальные размеры потребления продуктов питания рекомендованы Институтом питания АМН РФ. Они включают продовольственные товары, объединенные в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты (соль, перец и т.п.), которые составляют 5% общего набора продуктов. В состав минимального набора не включены табачные изделия, алкогольные напитки, деликатесы.
Более показательным представляется исчисление минимального потребительского бюджета (МПБ), который обеспечивает нормальное воспроизводство и развитие трудоспособного населения и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Минимальный потребительский бюджет учитывает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродовольственных товаров и услуг, включая платные.
|
|
В течение длительного времени (в дореформенный период) в Институте труда рассчитывались МБП для социально-демографических групп населения по регионам страны. МБП считался прожиточным минимумом и являлся границей бедности. Наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, включенные в МБП, обеспечивали нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных жителей страны.
Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 утверждены новые Методические рекомендации по определению минимальной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и ее субъектам. В отличие от старых, в новых Методических рекомендациях в потребительских корзинах представлены натуральные наборы не только по продуктам питания, но и по основным непродовольственным товарам и платным услугам. Как показали расчеты, проведенные в Институте труда, стоимость прожиточного минимума трудоспособного населения, определенная на основе новой методики, в 1,3 – 1,6 раза выше (в зависимости от территории) по сравнению со стоимостью прожиточного минимума, рассчитанной по старой методике. Это само по себе усложняет решение вопроса о приближении минимальных размеров заработной платы и пенсии к соответствующим прожиточным минимумам. Но новый ориентир более точен, ибо прожиточный минимум, рассчитанный по тарой методике, является только границей крайней нищеты, т.е. временным ориентиром в условиях системного кризиса.
Таблица 12.4. Основные показатели статистики уровня жизни
Показатели | Уточнение к показателю |
Располагае-мый доход домашних хозяйств | Определяется как доход, полученный ими от производственной деятельности, от собственности и в результате перераспределительных операций: добавление полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов и вычитание выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая налоги на доходы и богатство) |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств | Характеризует расход на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре |
Расходы на потребление домашних хозяйств | Состоят из расходов на приобретение потребительских товаров и услуг, потребления товаров и услуг в натуральной форме (произведенных для себя) и полученных в качестве оплаты труда, а также различных видов вспомоществования |
Денежные доходы населения | Состоят из оплаты труда всех категорий населения (пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью) |
Денежные доходы и сбережения населения | Включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и различные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах |
Среднедуше-вые доходы | Определяются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность населения |
Реальные ра-сполагаемые денежные доходы | Определяются вычитанием из денежных доходов текущего периода обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен |
Среднеме-сячная на-численная заработная плата рабо-тающих | Определяется как отношение начисленного месячного фонда заработной платы на среднюю списочную численность работающих |
Средний раз-мер месяч-ной пенсии | Определяется как отношение общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров |
Покупатель-ская способ-ность денеж-ных доходов | Выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума |
Величина прожиточно-го минимума | Включает стоимостную оценку прожиточного минимума (натурального набора продуктов питания), расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств |
Численность населения с доходами ниже прожи-точного минимума | Определяется суммированием числа лиц, денежные доходы которых ниже величины прожиточного минимума |
Дефицит дохода | Определяется на основе данных о численности и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума. Исчисляется как сумма доходов, необходимых для их повышения до величины прожиточного минимума |
Коэффици-ент диффе-ренциации доходов | Характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами |
Согласно официальным данным статистики в РФ в настоящее время наметилась тенденция повышения уровня жизни населения, что подтверждается постепенным увеличением значений базисных индикаторов уровня жизни.
Так на 2005 г. реальные располагаемые денежные доходы населения РФ по сравнению с предыдущим годом возросли на 8,8% (в 2004 г. – на 9,9%).
В структуре источников формирования денежных доходов населения доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату) оставалась значительной (64,5%). По сравнению с 2004 г. она снизилась на 0,4 процентного пункта. Доля доходов от собственности увеличилась на 0,7 процентного пункта. Доля социальных выплат практически не изменилась и составила 13%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2005 г. составила 8530 рублей, увеличившись в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом на 9,7% (в 2004 г. - на 10,6%).
Рис. 12.2. Основные показатели денежных доходов в реальном выражении
По состоянию на 01.01.06 суммарная задолженность по зарплате составила 5756 млн. руб. и по сравнению с началом 2005 г. уменьшилась на 51,9%, при этом задолженность по зарплате из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней снизилась на 78%. Численность работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, на начало 2006 г. составила 0,8 млн. человек, или 1,2% от общей численности занятых в экономике, что на 1,7 процентного пункта меньше, чем на соответствующую дату предыдущего года.
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2005 г. составил 2364 рубля и в реальном выражении возрос на 9,6% по сравнению с предыдущим годом (в 2004 г. – на 5,5%).
В 2005 г. продолжилась тенденция предыдущего года к превышению темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста его доходов, что в условиях увеличения склонности населения к потреблению и снижения доли расходов на сбережения свидетельствует о недостаточно высоком уровне жизни населения. Так, реальные потребительские расходы населения в 2005 году по сравнению с предыдущим годом увеличились, по оценкам, на 10,7% (в 2005 г. - на 11,8%). Увеличение потребительских расходов населения сопровождалось высокими темпами роста банковского кредитования физических лиц. В структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку товаров и оплату услуг в 2005 г. увеличилась по сравнению с 2004 г. на 1,1 процентного пункта и составила 70,9%.
В 2005 г. доля расходов населения на покупку иностранной валюты составила 8,8% против 8,3% в 2004 году. Склонность населения к организованным сбережениям в 2005 г. была ниже аналогичного показателя 2004 г. на 1,5 процентного пункта и составила 9,5%.
Доля Сбербанка России в общем объеме сбережений на 01.12.05 составила 55,1% и сократилась по сравнению с началом 2005 г. на 4,8 процентного пункта. В структуре депозитов и вкладов физических лиц в Сбербанке России на начало декабря 2005 г. по сравнению с соответствующим показателем 2004 г. отмечалось снижение доли вкладов до востребования и снижение доли срочных пенсионных вкладов при увеличении доли срочных вкладов и депозитов и доли счетов банковских карт.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности.
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.