Лекция 2
Современная рыночная экономика властно вторгается в жизнь каждого человека. Конечно, было бы странно искать ответы на вопросы нынешнего дня в сомнениях экономистов прошлых веков. Но знание трудов и взглядов, истории экономических учений помогает выработать правильную оценку настоящего и наметить пути в будущее.
Определенное осмысление факторов экономической мысли началось задолго до того, как в XVII веке появилась особая область науки - политическая экономия (А. Монкретьен "Трактат политической экономии", 1615 год). Многие экономические явления, которые стали объектом исследования этой науки, были известны уже древним египтянам или грекам: обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент.
Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поэтому точно определить ее первые проявления невозможно.
Неудивительно, что некоторые историки экономических учений начинают с разного: с древних греков, а другие историки экономической мысли ищут глубже: в древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурали, в древнеиндийских "Ведах", "Артхашастра".
("Артхашастра", - древний индийский трактат, собрание наставлений по вопросам управления государством. Авторство приписывают Каутилье (IV век до нашей эры), но, вероятнее, ему принадлежит основа "Артхашастры", которую затем дополняли и перерабатывали до II-III веков нашей эры. "Артхашастра" - важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии.)
Немало экономических наблюдений и в Библии. Она содержит известное толкование экономической жизни древних евреев и других народов, населяющих Палестину и окрестные земли во II и I тысячилетиях до нашей эры. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей.
Самые различные экономические наблюдения в Древней Греции периода формирования рабовладения вплетены Гомером в увлекательные рассказы об осаде Трои и странствиях Одиссея. В частности, в "Одиссее" содержится тезис о низкой производительности рабского труда: "Раб нерадив; не принудив господин повелеваем строгим к делу его, за работу он сам не возьмется с охотой: тягостный жребий печального рабства избрав человеку, лучшую доблестной в нем половину Зевес истребляет".
Конечно, и законы Хаммурапи, и Библию, и Гомера историку и экономисту приходится рассматривать прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов.
И лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли, которая предполагает известное обобщение практики, умозрение, абстракцию. Поэтому, например, И. Шумпетер (1883 - 1950г.г.) - экономист и социолог, профессор Гарварда, называет свою книгу "История экономического анализа" (Лондон, 1967г.) и начинает ее сразу с классических греческих мыслителей.
Действительно, в сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества.
Отец Аристотеля Никомах был врачем и приближенным македонского царя Аминты. Семнадцати лет Аристотель (384 - 322 до н.э.) приехал в Афины (367 до н.э.) и поступил в школу Платона, в которой в течение 20 лет (до смерти Платона) был сначала учеником, а затем преподавателем.
В 347 году открыл в Афинах свою школу.
В 343 году стал учителем и воспитателем Александра Македонского. Очевидно Афины влекли его как культурный центр античного мира, как город, где жил и умер его учитель Платон.
В 323 году, когда умер Александр Македонский, возмутившиеся против Македонского господства афиняне изгнали философа. Через год Аристотель умер на острове Эвбея.
Аристотель был одним из величайших умов в истории науки. Его сочинения охватывают по тематике все существовавшие тогда области знаний: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику, экономику.
Свое экономическое учение Аристотель развивал, исходя из предпосылки, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.
Рабство он связывал с разделением труда; рабы - это те люди, которые от природы могут выполнять только физическую работу, а свободные - люди, которым предназначено судьбой заниматься умственным трудом.
Аристотель защищал натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Но так как к тому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития, Аристотель говорил о необходимости справедливого обмена, под которым подразумевал равенство разнородных вещей. Он считал, что товары становятся соизмеримыми только благодаря деньгам.
Аристотель делил богатство на два вида:
- богатство как совокупность потребительных стоимостей;
- богатство как накопление денег: меновых стоимостей.
Источник первого вида - земледелие и ремесло.
Это богатство - естественное, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей и ограничено этими потребностями.
Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного обращения и ничем не ограничено.
Наука о богатстве он делил на:
- экономию;
- хрематистику (искусство делать деньги).
Исходя из двоякого понимания богатства он рассматривал продукт как товар, имеющий двоякое значение.
Он прослеживает развитие обмена, начиная с простой мены (Т-Т), и разъясняет, что меновые отношения сначала возникли между родовыми семьями (общинами), а затем стали развиваться внутри их.
Ксенофонт (около 430 - 355г.г. до н.э.) - представитель древнегреческой экономической мысли, историк и философ. Земледелие Ксенофонт считал основой всего хозяйства, выступал в защиту хозяйства, основанного на рабском труде; рабство рассматривал как естественное явление.
Дал оценку деньгам, как концентрированному богатству и средству обращения.
Ксенофонт обосновал разделение физического и умственного труда (трудисполнителя-раба и труд руководителя-рабовладельца).
Он один из первых обратил внимание на связь:
а) между разделением труда,
б) размерами рынка.
Труд Ксенофонта по экономике Древней Греции "Экономикос" получил широкое распространение в Древнем Риме, а позже и в феодальной Западной Европе.
Платон (428 или 427 - 348 или 347г.г. до н.э.) - древнегреческий философ, идеолог рабовладельческой аристократии. Родился в Афинах, в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа.
Платон дал глубокий анализ разделения труда и показал его прогрессивное значение.
В сочинении "Государство" Платон отмечал, что город рождается от нашей нужды во многих вещах, основой его зарождения являются потребности людей, первой и самой великой из которых, по Платону, была потребность в пище, второй - в жилище, третьей - в одежде.
Город удовлетворяет все потребности, так как один из его жителей оказывается земледельцем, второй - строителем, третий - ткачом.
Высоко оценивая экономическую эффективность разделения труда, Платон предлагал запретить эемледельцам заниматься ремеслом, так как последнее нельзя совместить с земледелием.
Каждому ремесленнику, он, в свою очередь, советовал разрешить заниматься только одним видом ремесла.
Платон подчеркивал роль государства в экономическом развитии, считая, что оно может полностью регламентировать все экономические и политические отношения.
Проекты Платона ориентировались на развитие натурального хозяйства, гарантирующего, по мнению Платона, стабильность рабовладельческого государства.
Платон предлагал не взимать ввозных и вывозных пошлин, а просто запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ.
Платон предлагал запретить частное владение золотом и серебром, но это не исключало чеканки монеты для повседневного обмена, осуществляемого ремесленниками, расчетами с наемниками, иностранцами - словом во внутреннем обращении.
Далее Платон в "Государстве" предлагает: стражи следят за тем, чтобы товарно-денежные отношения не проникли в среду господствующих сословий, которым запрещено заниматься торговлей и вообще прикасаться к золоту и серебру, чтобы развитие обмена не привело к чрезмерному накоплению богатства (сокровищ).
Предвосхищая средневековые уставы, Платон проектировал:
1. Запрет торговли фальшивыми изделиями.
2. Преследование торговых обманов.
3. Осуждение ростовщичества.
4. Регламентацию времени торговли определенными товарами, покупок их разными категориями покупателей.
5. Фиксацию места торговых сделок и т.п.
Платон ориентировал экономику страну на сельское хозяйство, которое, согласно его проектам, и должно было стать почти исключительной базой экономики рабовладельческого строя Греции.
Считая, что излишняя концентрация земли в руках крупных собственников - важный фактор обострения классовых противоречий, для стабильности рабовладельческого строя предлагал нейтрализовать эти противоречия путем равномерного распределения земли.
Верховным собственником земли выступает государство. Число и величина земельных наделов, передающихся по наследству лишь одному из сыновей, навеки стабильны.
Предусматривались нормы накопления богатства и самого рабовладения. Проекты Платона были направлены на возрождение мелкого крестьянства, которое долго служило опорой рабовладельческой знати и могло быть противовесом городской бедноте.
Экономическое мышление средневековья носило антифеодальный характер, не послужило базой для появления идей утопического социализма Томаса Мора и Т. Кампанелла.
Антифеодальные эгалитарные и коммунистические идеи эпохи Возрождения были облечены в религиозную оболочку.
Учение раннего христианства проповедовало общечеловеческое равенство и братство, евангельский идеал общинного патриархального стоя с потребительским коммунизмом в быту.
В средние века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические упования религиозных еретических сект (вальденсон, катаров, лоллардов, таборитов и др.), которые объявляли источником гнева и социального неравенства отступничество от церкви, а господствующих классов - от идеалов раннего христианства (коммунистический идеал Т. Мюнцера).
В коммунистических утопиях Т.Мора и Кампанелла сделан важнейший шаг вперед: от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого.
Хилиазм (от греческого chilios - тысяча): религиозное учение, согласно которому концу мира будет предшествовать тысячелетнее "царство божье" на земле.
Эгалитаризм - (egalite - равенство) утопия, проповедующая всеобщую уравнительность.
В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья эгалитаризм был связан с требованием уравнительного передела земли.
В эпоху раннего капитализма сложилось два основных течения эгалитаризма:
1. Выступало за уравнение имущества индивидуальных производителей при сохранении частной собственности (идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж.Ж.Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура).
2. Второе течение, связанное с первым коммунистическими утопиями, проповедовало уравнительное распределение труда и продуктов на основе общности имущества (Бабеф). Ими проповедовался принцип всеобщего аскетизма и грубой уравнительности.