ВВЕДЕНИЕ
В связи с развитием рыночных отношений в сферах деятельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обладать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.
Экономика организации как наука изучает объективные и частные закономерности экономического состояния и развития предприятия, конкретные формы проявления и использования экономических законов в деятельности субъектов хозяйствования, частных закономерностей их развития, путей и способов эффективного производства необходимых людям товаров и услуг.
Например, закон стоимости в организации действует через такие экономические рычаги, как цена и себестоимость, прибыль и рентабельность, заработная плата и материальное стимулирование, коммерческий расчет и др.
|
|
Теоретической и методологической базой экономики предприятия как науки и учебной дисциплины является экономическая теория, которая изучает общественное производство в целом, формы проявления и механизм действия экономических законов в условиях рыночной экономики.
Предмет курса. Экономические ресурсы и экономический механизм, обеспечивающий успешное функционирование и развитие организации в условиях рынка и конкуренции, знание которого поможет решать текущие и стратегические хозяйственные задачи, неизбежно возникающие в работе не только экономистов, но и руководителей и других специалистов реального сектора экономики.
Познание экономических процессов на предприятии основано на общей методологии естественных наук. Общенаучными методами познания и методами экономики предприятия как науки являются метод научной абстракции, диалектический (единство количественного и качественного анализа), анализ и синтез, системный подход и др.
Экономические явления исследуются системно, т.е. по составу, структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. Кроме того, экономисты применяют статистические, балансовые, расчетно-аналитические, экономико–математические, программные и другие частные методы с учетом специфики объекта исследования.
Целью дисциплины “Экономика организации” является приобретение студентами совокупности знаний и навыков, необходимых для успешного управления экономической деятельностью предприятия, выработка умения моделирования хозяйственных ситуаций и практического решения планово-экономических и управленческих задач в рыночных условиях хозяйствования.
|
|
Основная задача курса состоит в том, чтобы вооружить будущего специалиста глубокими знаниями теории и современной научной методологии экономического обоснования принимаемых решений и эффективного функционирования предприятия.
Задачи курса “Экономика организации”:
· изучение экономического механизма функционирования предприятия;
· освоения методики планово - экономических расчетов;
· приобретение навыков оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и деятельности предприятия в целом;
· изучение способов повышения конкурентоспособности предприятий;
· выработка умения выбирать правильную экономическую стратегию и тактику поведения предприятия в постоянно изменяющейся рыночной среде, самостоятельно принимать решения, затрагивающие различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Изучение экономики организации закладывает фундамент важнейшего комплекса экономических знаний в целом необходимых для дальнейшего изучения таких дисциплин как планирование на предприятии, бухгалтерский учет и аудит, производственный менеджмент, финансы предприятий и финансовый менеджмент и др.