Консультирование как форма организации исследования систем управления

Схема 38. Технология критериальной корректировки

Схема 37. Технология случайного поиска

Можно назвать и еще одну технологию исследования, это технология критериальной корректировки (схема 38).Суть ее заключается в том, что при подготовке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а комп­лекс критериев ее возможной корректировки при проведении исследова­ния.

исследования (алгоритмическая)

Если мы получим такой-то результат, тогда будем делать то-то; если не получим, то вернемся к предыдущему этапу или какому-либо другому и продолжим поиск от него. Эта технологическая схема часто называется алгоритмом исследования. Она предполагает оперативное управление тех­нологией и широко используется в автоматизации некоторых расчетных и аналитических работ.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует по­вышению его эффективности. Технология исследования в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схе­мы существуют и какие из них наиболее приемлемы в тех или иных усло­виях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использо­вания ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способно­стей к исследовательской деятельности.

Одной из форм организации и проведения исследований систем управления является консультационная форма.

Консультация- это форма услуги человеку или фирме (организации), предоставляемой с целью объяснения ситуаций и решения связанных с ними проблем.

Консультационная деятельность в сфере управления широко распространена во многих зарубежных странах. Это связано с нарастающим усложнением управления, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего количества факторов эффективного управления.

В методологическом отношении консультирование может быть полезным как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, незави­симых суждений. В научном плане это явление можно назвать известным принципом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что невозможно увидеть с внутренних позиций.

Консультации опираются не только на опыт и знания, но и на проведе­ние конкретных и специализированных исследований. Такие исследова­ния, как правило, бывают весьма эффективными, потому что, во-пер­вых, они опираются на богатый, обобщенный и проверенный опыт кон­сультантов; во-вторых, осуществляются специалистами в определенных областях знаний и практических проблем; в-третьих, проводятся по опре­деленным программам, вносящим в эту работу необходимую организаци­онную четкость и ответственность.

Существуют консультационные фирмы, специализирующиеся на опреде­ленных видах консультационной деятельности, имеющие в ней авторитет и достижения, располагающие методиками. Они проводят исследование на договорной основе и разрабатывают комплекс рекомендаций.

Технологически эта работа включает следующие этапы: при получении заказа специалисты проводят общее знакомство с фирмой, оценивают ее потребности в консультациях, выбирают форму консультационной работы и заключают договор на ее проведение, осуществляют диагностику управления фирмой, разрабатывают рекомендации и консультационные предложения, проводят мониторинг их реализации.

Консультационная фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует исследовательскую группу с учетом характера исследуемых проблем, организации проведения исследования, объема работ. Очень часто консультанты выступают в роли экспертов или арбитров. Но главной их задачей является все-таки разработка вариантов совершенствования управления.

Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко возникают такие потребности в консультационной деятельности, которые нерационально реализовывать, привлекая внешних консультантов. Это происходит в случае небольшого объема исследовательской работы, высоких цен использования внешних консультантов, опасения открытия информации о состоянии фирмы, недоверия консультационной фирме и пр. В этих случаях используются внутренние консультанты. Многие фирмы даже opганизуют подготовку таких консультантов.

Внутренними консультантами могут быть наиболее опытные работники из персонала управления, прошедшие специальную подготовку и способные квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практические ценные рекомендации по развитию управления или решению какой-либо проблемы. Главными факторами успеха их деятельности являются объективность и профессионализм, опыт и знания, авторитет и независимость.

Практика внутреннего консультирования имеет большое значение в реализации инновационного менеджмента, обучения персонала, распространении позитивного опыта, формировании атмосферы поиска новых подходов к управлению и форм его организации.

Могут быть различные виды консультационно-исследовательской деятельности (схема 39). Кроме разделения их на внешнее и внутреннее консультирование можно выделить различные его виды по степени и формам вмешательства в процессы управления.

Можно исследовать управление по поставленной проблеме и не вмешиваясь в процесс управления, используя только возможности наблюдений, изучения существующих документов, информацию об аналогичных ситуациях в подобных фирмах и условиях; на этой основе разрабатывать рекомендации и в дальнейшем предлагать их для практической реализации персоналом управления.

Но могут быть исследования и с активным вмешательством в процессы управления. Такие исследования построены на конструктивном сотрудничестве исследователя и персонала управления. Такое исследование нуждается в специальных и хорошо продуманных организационных формах. Оно имеет, помимо всего прочего, и обучающий эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: