Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Подведомственность трудовых споров.

Для правильного и бы­строго разрешения каждого трудового спора большое значение имеет определение подведомственности трудовых споров, кото­рая обязательно проверяется при принятии заявлении по спо­рам. Решение спора неправомочным на это органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудитель­ном порядке.

Подведомственность споров затрагивает только правомочие органа принять спор к рассмотрению. Она определяется зако­ном, но, к сожалению, закон не установил чёткие критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу, а другие - нет.

Первоначальная подведомственность трудового спора определяется по виду (индивидуальный или коллектив­ный), свойствам и содержанию спора.

Таким образом, подве­домственность - это определение по виду, свойствам и содер­жанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться спор.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на рассматриваемые: в общем порядке - КТС и, при необходимости, судом; непосредственно судом; в особом порядке (для отдельных категорий работников); в примирительном порядке - коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредника­ми и трудовыми арбитражами.

Также можно разделить все трудовые споры по подведомст­венности на рассматриваемые в судебном порядке и в несудебном порядке.

Отнесение спора к одной из указанных групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут рассмотреть его лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров ста­дию разбирательства.

Впрочем, установленный порядок рассмотрения индивиду­альных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчинённости или в суд с жалобой на действия (без­действие) конкретного работодателя (его представителя). Ра­ботник также вправе обжаловать незаконные действия работо­дателя в иные органы, например в прокуратуру, федеральную инспекцию труда и в другие уполномоченные органы государ­ственного надзора и контроля.

Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, локального нормативного ак­та, трудового договора (в том числе об установлении или из­менении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, либо лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТКРФ).

Порядок (процедура) рассмотрения и разрешения трудового спора - это законодательно установленная для данного юрисдикционного органа определённая форма процесса разбира­тельства трудового спора, начиная с принятия заявления и за­канчивая вынесением и исполнением решения по данному де­лу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.

Процесс рассмотрения споров определяется характером и порядком работы того органа, которому данный спор подведом­ствен, поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и, если трудовой спор рассматривается в особом порядке,в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия в различном порядке.

Большинство споров из трудовых правоотношений по при­менению трудового законодательства рассматривается в общем порядке, т.е. начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение в суд. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой порядок установлен ст. 390 ТК РФ, а для суда также и ГПК РФ. При общем порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров различаются два самостоятельных вида разбирательства: в КТС и в суде.

Согласно ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Таким образом, КТС по своей природе - это социально-парт­нерский орган, образуемый на паритетных началах. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложе­ние в письменной форме о создании КТС, обязаны в 10-днев­ный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работников в КТС избираются общим собра­нием (конференцией) работников или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

Представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринима­телем.

Порядок и процедуру формирования КТС представителями ра­ботников (порядок выдвижения кандидатур, голосования по ним и др.) решает общее собрание (конференция) коллектива работников. Также к компетенции общего собрания (конфе­ренции) работников относятся вопросы о численности и сроке полномочий КТС, если они не определены в положении о ко­миссии. Трудовой кодекс, в отличие от КЗоТ РФ, не содержит какого-либо указания на этот счёт, но по смыслу ст. 384 ТК РФ данные вопросы должны быть предварительно согласованы с работодателем.

Временные члены КТС не избираются. При выбытии одних членов они должны быть заменены другими, избранными (или делегированными) в том же установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ по решению общего со­брания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и дейст­вуют на тех же основаниях, что и КТС организации, и в них могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пре­делах полномочий этих подразделений.

КТС организации имеет свою печать. Организационно-тех­ническое обеспечение деятельности комиссии (делопроизвод­ство, выдача выписок из протоколов и т. п.) осуществляется ра­ботодателем. КТС избирает из своего состава председателя, за­местителя председателя и секретаря комиссии.

Компетенция КТС - это правовая сфера её деятельности, от­ражающая различные её функции в области трудовых споров. В соответствии со ст. 385 ТК РФ КТС является органом по рас­смотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Таким образом, КТС является обязательным первичным ор­ганом рассмотрения всех трудовых споров, возникающих из трудового правоотношения по применению трудового законо­дательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотре­ния. Ей подведомственны споры, рассматриваемые в общем порядке, а первичным органом она называется потому, что для данных споров КТС является обязательной досудебной стадией их рассмотрения.

В КТС может обращаться только работник, работодателю такого права закон не предоставляет. До обращения в комис­сию работник должен принять меры к урегулированию разно­гласий при непосредственных переговорах с работодателем. И если разногласия не были урегулированы путём соглашения работодателя и работника (или представляющего интересы ра­ботника профсоюза либо другого представительного органа), только тогда они могут стать предметом разбирательства КТС. Комиссия рассматривает все споры по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых споров, под­лежащих непосредственному разрешению в суде. До обращения в комиссию работник должен принять меры к урегулированию разногласий при непосредственных переговорах с работодате­лем. Если разногласия не были урегулированы путём соглаше­ния работодателя и работника (или представляющего интересы работника профсоюза либо другого представительного органа), они могут стать предметом разбирательства КТС.

КТС разрешает, в частности, споры о: правомерности изме­нения работодателем условий трудового договора; оплате труда, выплате премий; реализации права на отпуск; законности при­менения дисциплинарных взысканий.

Среди специалистов в области трудового права нет единого мнения по вопросу о подведомственности КТС индивидуаль­ных трудовых споров об установлении работнику новых или из­менении существующих условий труда (норм труда, должностных окладов и тарифных ставок, изменении штатов и т. п.), а имен­но об удовлетворении его законных интересов. Но поскольку ТК РФ не выделяет их по подведомственности в отдельную группу, они должны рассматриваться, как и споры о примене­нии трудового законодательства (споры о праве), в общем по­рядке, т.е. начиная с КТС.

Работник может обратиться в КТС в трёхмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 336 ТК РФ). В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. При этом закон не определяет, какие причины являются уважительными, отдавая этот вопрос на усмотрение комиссии.

Порядок рассмотрения трудового спора в КТС достаточно прост. Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в 10-днев­ный срок со дня подачи заявления, которое подлежит обяза­тельной регистрации. Заявление не подлежит приему в комис­сию, если оно подано от имени работника лицом, не имеющим на это полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 387 ТК РФ спор рассматривается в присут­ствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявле­нию работника. В случае неявки работника или его представи­теля на заседание комиссии рассмотрение трудового спора от­кладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин, КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает ра­ботника права подать заявление о рассмотрении трудового спо­ра повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, при­глашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Порядок проведения заседания КТС законом точно не опре­делён. Установлено только, что заседание КТС считается пра­вомочным, если на нём присутствует не менее половины чле­нов, представляющих работников, и не менее половины чле­нов, представляющих работодателя, и что на заседании комиссии ведётся протокол, который подписывается председа­телем комиссии или его заместителем и заверяется печатью ко­миссии. Заседания КТС проводятся открыто, поэтому любой желающий может быть выслушан по обстоятельствам спора.

После всестороннего исследования и обсуждения всех об­стоятельств разрешение трудового спора между работником и работодателем завершается принятием решения. Согласно ч. 1 ст. 388 ТК РФ КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (порядок проведения тайного голосования должен содержаться в регламенте КТС).

Решение комиссии должно быть ясным, мотивированным и основанным на действующем трудовом законодательстве, кол­лективном договоре или ином соглашении о труде.

Согласно ч. 2 ст. 388 ТК РФ в решении КТС указываются:

- наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя-индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, и фамилия, имя, отчество, долж­ность, профессия или специальность обратившегося в комис­сию работника;

- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, сущест­во спора;

- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

- результаты голосования.

Если в удовлетворении требований работника КТС отказа­но, то и решение должно быть сформулировано соответствую­щим образом. При частичном удовлетворении требований ра­ботника в решении чётко перечисляются не только действия, которые должен совершить работодатель, но и требования зая­вителя, которые комиссия отказалась удовлетворить, а также основания такого отказа.

Решение КТС обязательно должно быть занесено в прото­кол заседания. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии вручаются работнику и работо­дателю или их представителям в течение трёх дней со дня при­нятия решения.

Принятое КТС решение окончательно и подлежит исполне­нию в течение трёх дней по истечении 10 дней, предусмотрен­ных на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

В отношении реше­ния о восстановлении на прежней работе работников, незакон­но переведённых на другую работу, закон устанавливает исключение из общего правила: согласно ст. 396 ТК РФ данное решение подлежит немедленному исполнению. Комиссия не может пересмотреть свое решение, которое вступило в закон­ную силу.

Если работодатель не исполняет решение КТС, оно может быть исполнено в принудительном порядке: в случае неисполне­ния в установленный срок КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. В случае про­пуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Однако удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в уста­новленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Удостоверение, выданное КТС, предъявляется работником или его представителем не позднее трёхмесячного срока со дня его получения в суд по месту нахождения работодателя, обязан­ного выполнить решение КТС. На его основании судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение принудительно, действуя в порядке, установленном Федераль­ным законом «Об исполнительном производстве».

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмот­рен КТС в 10-дневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение КТС может быть обжаловано работником или ра­ботодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему ко­пии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по сущест­ву (ч. 3 ст. 390 ТК РФ). При этом суд не вправе предлагать или рекомендовать КТС пересмотреть свое решение, вынесенное по конкретному спору.

Компетенция суда рассматривать определённый круг подве­домственных ему трудовых споров установлена законодательст­вом. При этом различаются две группы трудовых споров.

В ч. 1 ст. 391 ТК РФ предусматривается обжалование суду решений КТС работником, работодателем или соответствую­щим органом первичной профсоюзной организации, защи­щающим интересы работника - члена этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому за­конодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Таким образом, здесь суд принимает к рассмотрению трудовой спор, прошедший досудебную стадию его разреше­ния.

Также возможно рассмотрение в суде заявления работни­ка, когда он обращается в суд, минуя по тем или иным при­чинам КТС. Соответствующие причины не указаны законода­телем, но в таком качестве может, например, выступать отсутствие КТС в организации или у работодателя-индиви­дуального предпринимателя.

Вторая группа трудовых споров, рассматриваемых судом, - это споры, непосредственно (т. е. без рассмотрения их в КТС) ему подведомственные (ч. 2 ст. 391 ТК РФ):

- по заявлению работника - о восстановлении на работе неза­висимо от оснований прекращения трудового договора; изме­нении даты и формулировки причины увольнения; переводе на другую работу; оплате за время вынужденного прогула либо вы­плате разницы в заработной плате за время выполнения ниже­оплачиваемой работы; неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных ра­ботника;

- по заявлению работодателя - о возмещении работником ущерба, причинённого работодателю, если иное не предусмот­рено федеральными законами.

Непосредственно в судах решаются также споры: об отказе в приёме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивиду­альными предпринимателями, и работников религиозных ор­ганизаций; лиц, считающих, что они подверглись дискрими­нации.

Статья 231 ТК РФ относит к подведомственности суда рас­смотрение разногласий по вопросам расследования, оформле­ния и учёта несчастных случаев на производстве. Кроме того, суды рассматривают трудовые споры о материальной ответст­венности работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ), исковые требования работника о возмещении морального вреда, причинённого ему неправомерными дейст­виями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК РФ).

При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подсудность суду данного спора. С 2008 г. все дела по трудовым спорам подлежат рассмотрению районным судом.

Суды рассматривают трудовые дела по правилам граждан­ского судопроизводства, установленным ГПК РФ. Иски предъ­являются в суд по месту жительства ответчика, а иски к юриди­ческому лицу - по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Исковое заявление подается в суд в пись­менной форме. К заявлению должны быть приложены необхо­димые документы.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобожда­ются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в тече­ние трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в те­чение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работода­тель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении ра­ботником ущерба, причинённого ему, в течение одного года со дня обнаружения ущерба. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

Суд решает трудовой спор в соответствии с обстоятельства­ми дела и законодательством, при этом он не связан предшест­вующим решением КТС. Суд может выйти за пределы заявлен­ных истцом требований, если это вытекает из оснований того же иска. В решении суд указывает, какие требования, на каком основании, в каком размере и в отношении какого ответчика подлежат удовлетворению или в каких отказано. Особенности вынесения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу определены ст. 394 ТК РФ.

Обжаловать решение суда в вышестоящий суд может любая сторона в 10-дневный срок; в тот же срок оно может быть оп­ротестовано прокурором.

Решение суда приводится в исполнение по вступлению в за­конную силу, кроме случаев немедленного исполнения, напри­мер, в соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановле­нии на работе незаконно уволенного или переведённого на другую работу работника подлежит исполнению немедленно. При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за всё время за­держки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: