Подведомственность трудовых споров.
Для правильного и быстрого разрешения каждого трудового спора большое значение имеет определение подведомственности трудовых споров, которая обязательно проверяется при принятии заявлении по спорам. Решение спора неправомочным на это органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
Подведомственность споров затрагивает только правомочие органа принять спор к рассмотрению. Она определяется законом, но, к сожалению, закон не установил чёткие критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу, а другие - нет.
Первоначальная подведомственность трудового спора определяется по виду (индивидуальный или коллективный), свойствам и содержанию спора.
Таким образом, подведомственность - это определение по виду, свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться спор.
Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на рассматриваемые: в общем порядке - КТС и, при необходимости, судом; непосредственно судом; в особом порядке (для отдельных категорий работников); в примирительном порядке - коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредниками и трудовыми арбитражами.
Также можно разделить все трудовые споры по подведомственности на рассматриваемые в судебном порядке и в несудебном порядке.
Отнесение спора к одной из указанных групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут рассмотреть его лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров стадию разбирательства.
Впрочем, установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчинённости или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного работодателя (его представителя). Работник также вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, федеральную инспекцию труда и в другие уполномоченные органы государственного надзора и контроля.
Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, либо лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТКРФ).
Порядок (процедура) рассмотрения и разрешения трудового спора - это законодательно установленная для данного юрисдикционного органа определённая форма процесса разбирательства трудового спора, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением и исполнением решения по данному делу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.
Процесс рассмотрения споров определяется характером и порядком работы того органа, которому данный спор подведомствен, поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и, если трудовой спор рассматривается в особом порядке,в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия в различном порядке.
Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматривается в общем порядке, т.е. начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение в суд. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой порядок установлен ст. 390 ТК РФ, а для суда также и ГПК РФ. При общем порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров различаются два самостоятельных вида разбирательства: в КТС и в суде.
Согласно ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Таким образом, КТС по своей природе - это социально-партнерский орган, образуемый на паритетных началах. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в 10-дневный срок направить в комиссию своих представителей.
Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
Представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.
Порядок и процедуру формирования КТС представителями работников (порядок выдвижения кандидатур, голосования по ним и др.) решает общее собрание (конференция) коллектива работников. Также к компетенции общего собрания (конференции) работников относятся вопросы о численности и сроке полномочий КТС, если они не определены в положении о комиссии. Трудовой кодекс, в отличие от КЗоТ РФ, не содержит какого-либо указания на этот счёт, но по смыслу ст. 384 ТК РФ данные вопросы должны быть предварительно согласованы с работодателем.
Временные члены КТС не избираются. При выбытии одних членов они должны быть заменены другими, избранными (или делегированными) в том же установленном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ по решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации, и в них могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
КТС организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии (делопроизводство, выдача выписок из протоколов и т. п.) осуществляется работодателем. КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
Компетенция КТС - это правовая сфера её деятельности, отражающая различные её функции в области трудовых споров. В соответствии со ст. 385 ТК РФ КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.
Таким образом, КТС является обязательным первичным органом рассмотрения всех трудовых споров, возникающих из трудового правоотношения по применению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотрения. Ей подведомственны споры, рассматриваемые в общем порядке, а первичным органом она называется потому, что для данных споров КТС является обязательной досудебной стадией их рассмотрения.
В КТС может обращаться только работник, работодателю такого права закон не предоставляет. До обращения в комиссию работник должен принять меры к урегулированию разногласий при непосредственных переговорах с работодателем. И если разногласия не были урегулированы путём соглашения работодателя и работника (или представляющего интересы работника профсоюза либо другого представительного органа), только тогда они могут стать предметом разбирательства КТС. Комиссия рассматривает все споры по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых споров, подлежащих непосредственному разрешению в суде. До обращения в комиссию работник должен принять меры к урегулированию разногласий при непосредственных переговорах с работодателем. Если разногласия не были урегулированы путём соглашения работодателя и работника (или представляющего интересы работника профсоюза либо другого представительного органа), они могут стать предметом разбирательства КТС.
КТС разрешает, в частности, споры о: правомерности изменения работодателем условий трудового договора; оплате труда, выплате премий; реализации права на отпуск; законности применения дисциплинарных взысканий.
Среди специалистов в области трудового права нет единого мнения по вопросу о подведомственности КТС индивидуальных трудовых споров об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда (норм труда, должностных окладов и тарифных ставок, изменении штатов и т. п.), а именно об удовлетворении его законных интересов. Но поскольку ТК РФ не выделяет их по подведомственности в отдельную группу, они должны рассматриваться, как и споры о применении трудового законодательства (споры о праве), в общем порядке, т.е. начиная с КТС.
Работник может обратиться в КТС в трёхмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 336 ТК РФ). В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. При этом закон не определяет, какие причины являются уважительными, отдавая этот вопрос на усмотрение комиссии.
Порядок рассмотрения трудового спора в КТС достаточно прост. Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления, которое подлежит обязательной регистрации. Заявление не подлежит приему в комиссию, если оно подано от имени работника лицом, не имеющим на это полномочий.
Согласно ч. 3 ст. 387 ТК РФ спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин, КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.
КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.
Порядок проведения заседания КТС законом точно не определён. Установлено только, что заседание КТС считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя, и что на заседании комиссии ведётся протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Заседания КТС проводятся открыто, поэтому любой желающий может быть выслушан по обстоятельствам спора.
После всестороннего исследования и обсуждения всех обстоятельств разрешение трудового спора между работником и работодателем завершается принятием решения. Согласно ч. 1 ст. 388 ТК РФ КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (порядок проведения тайного голосования должен содержаться в регламенте КТС).
Решение комиссии должно быть ясным, мотивированным и основанным на действующем трудовом законодательстве, коллективном договоре или ином соглашении о труде.
Согласно ч. 2 ст. 388 ТК РФ в решении КТС указываются:
- наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя-индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, и фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
- результаты голосования.
Если в удовлетворении требований работника КТС отказано, то и решение должно быть сформулировано соответствующим образом. При частичном удовлетворении требований работника в решении чётко перечисляются не только действия, которые должен совершить работодатель, но и требования заявителя, которые комиссия отказалась удовлетворить, а также основания такого отказа.
Решение КТС обязательно должно быть занесено в протокол заседания. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трёх дней со дня принятия решения.
Принятое КТС решение окончательно и подлежит исполнению в течение трёх дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).
В отношении решения о восстановлении на прежней работе работников, незаконно переведённых на другую работу, закон устанавливает исключение из общего правила: согласно ст. 396 ТК РФ данное решение подлежит немедленному исполнению. Комиссия не может пересмотреть свое решение, которое вступило в законную силу.
Если работодатель не исполняет решение КТС, оно может быть исполнено в принудительном порядке: в случае неисполнения в установленный срок КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Однако удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
Удостоверение, выданное КТС, предъявляется работником или его представителем не позднее трёхмесячного срока со дня его получения в суд по месту нахождения работодателя, обязанного выполнить решение КТС. На его основании судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение принудительно, действуя в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.
Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу (ч. 3 ст. 390 ТК РФ). При этом суд не вправе предлагать или рекомендовать КТС пересмотреть свое решение, вынесенное по конкретному спору.
Компетенция суда рассматривать определённый круг подведомственных ему трудовых споров установлена законодательством. При этом различаются две группы трудовых споров.
В ч. 1 ст. 391 ТК РФ предусматривается обжалование суду решений КТС работником, работодателем или соответствующим органом первичной профсоюзной организации, защищающим интересы работника - члена этого профсоюза, когда они не согласны с решением комиссии, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Таким образом, здесь суд принимает к рассмотрению трудовой спор, прошедший досудебную стадию его разрешения.
Также возможно рассмотрение в суде заявления работника, когда он обращается в суд, минуя по тем или иным причинам КТС. Соответствующие причины не указаны законодателем, но в таком качестве может, например, выступать отсутствие КТС в организации или у работодателя-индивидуального предпринимателя.
Вторая группа трудовых споров, рассматриваемых судом, - это споры, непосредственно (т. е. без рассмотрения их в КТС) ему подведомственные (ч. 2 ст. 391 ТК РФ):
- по заявлению работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; изменении даты и формулировки причины увольнения; переводе на другую работу; оплате за время вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
- по заявлению работодателя - о возмещении работником ущерба, причинённого работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах решаются также споры: об отказе в приёме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Статья 231 ТК РФ относит к подведомственности суда рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учёта несчастных случаев на производстве. Кроме того, суды рассматривают трудовые споры о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ), исковые требования работника о возмещении морального вреда, причинённого ему неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК РФ).
При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подсудность суду данного спора. С 2008 г. все дела по трудовым спорам подлежат рассмотрению районным судом.
Суды рассматривают трудовые дела по правилам гражданского судопроизводства, установленным ГПК РФ. Иски предъявляются в суд по месту жительства ответчика, а иски к юридическому лицу - по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Исковое заявление подается в суд в письменной форме. К заявлению должны быть приложены необходимые документы.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причинённого ему, в течение одного года со дня обнаружения ущерба. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
Суд решает трудовой спор в соответствии с обстоятельствами дела и законодательством, при этом он не связан предшествующим решением КТС. Суд может выйти за пределы заявленных истцом требований, если это вытекает из оснований того же иска. В решении суд указывает, какие требования, на каком основании, в каком размере и в отношении какого ответчика подлежат удовлетворению или в каких отказано. Особенности вынесения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу определены ст. 394 ТК РФ.
Обжаловать решение суда в вышестоящий суд может любая сторона в 10-дневный срок; в тот же срок оно может быть опротестовано прокурором.
Решение суда приводится в исполнение по вступлению в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, например, в соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведённого на другую работу работника подлежит исполнению немедленно. При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за всё время задержки.