Качество продукции — совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением.
Различают единичный, комплексный и интегральный показатели качества продукции.
Единичный показатель качества продукции — показатель, характеризующий одно из ее свойств. Примером такого показателя для двигателя может быть мощность, удельный расход топлива и т. п.
Комплексный показатель качества продукции — показатель, характеризующий несколько ее свойств.
Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности машины К г, который равен:
где Т Н — наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Т в — среднее время устранения отказа (показатель ремонтопригодности).
Таким образом, К гхарактеризует два свойства изделия — безотказность и ремонтопригодность.
Интегральный показатель качества продукции — показатель, позволяющий с экономических позиций определить совокупность свойств изделий. Он определяется отношением суммарного полезного эффекта эксплуатации, или потребления продукции, к суммарным затратам на ее создание, эксплуатацию и ремонты. Этот показатель равен:
|
|
где Э — суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, пробег автомобиля до капитального ремонта); З с — суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление); З э — суммарные затраты на эксплуатацию (техническое обслуживание, ремонт).
Базовое значение показателя качества продукции принимают за основу при сравнительной оценке ее качества. За базовые показатели могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные сведения.
Оценка качества продукции
Оценка уровня качества продукции — это выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Различают дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции:.
Дифференциальный метод — это метод, при котором производится сравнение единичных показателей качества с соответствующими единичными базовыми показателями.
где K i — значение i -го единичного показателя качества оцениваемой продукции; Кi баз, — значение i -го базового единичного показателя. Единичные показатели качества продукции: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, расход топлива и др.
Комплексный метод оценки качества продукции основан на использовании комплексных (обобщенных) показателей ее качества, которые сравнивают также с соответствующим базовым показателем