Список рекомендуемой литературы
1. Общая химическая технология. Под ред. И.П. Мухленова. Учебник для химико-технологических специальностей вузов. - М.: Высшая школа.
2. Б. В. Некрасов. Основы общей химии, т. 3,. - М.: Химия, 1970.
3. Фурмер И.Э., Зайцев В.Н. Общая химическая технология. - М., Высшая школа, 1978. – 264с.
4. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденция развития. – М., Высшая школа,1989. - 288 с.
5. Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. - М.: Мир, 1982, - 400 с.
6. Амелин А.Г. Технология серной кислоты. – М., Химия, 1983. – 360 с.
7. Д.М. Горловский. Технология карбамида, Ленинград: Химия, 1981г.
8. М.И. Левинский и др. Хлористый водород т соляная кислота, М.: Химия, 1985г.
9. К. Танбе. Твердые соли и оcнования, пер. с англ. А.А. Кубасовой, М.: Мир, 1973г.
10. С.А. Крашенинников. Технология кальцинированной соды и очищенного бикарбоната натрия, М.: Высш. шк., 1985г.
2. Организационные (для организации плановых заданий должны быть созданы определенны службы)
3. Методические (должна быть отработана система плановых заданий и методика их разработки)
|
|
В условиях рынка каждое предприятие самостоятельно отрабатывает методику выполнения плановых заданий. При разработке системы планирования заданий и методике разработки их должно найти отражение:
· Формы планов
· Сроки их утверждения
· Сроки выполнения плановых заданий
· Средства контроля
4.Информационная (достоверная) – должна использоваться в плановой работе достоверная информация.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики на любом промышленном предприятии появляется в следующем:
· Планирование позволяет из множества вариантов развития предприятия выбрать тот, который наиболее приемлем в данных условиях для данного производства.
· Реализация плановых заданий осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня.
· Планирование - это непрерывный процесс, в ходе которого постоянно корректируются и уточняются отельные направления деятельности предприятия
· Исходной предпосылкой планирования должен стать принцип самофинансирования и самоокупаемости.
Плановая работа приносит отдачу только тогда, когда она отвечает следующим требованиям:
1.Строгая обоснованность плановых заданий.
2.Точная реализация плановых заданий всеми подразделениями предприятия.
3.Непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий.
4.Своевременная корректировка плановых заданий в связи с изменившимися условиями функционирования предприятия.
С организационной точки зрения в плановой работе нашей страны можно выделить следующие уровни:
Уровни планирования | В усл. центр. план. сист. хоз | В условиях перехода к рынку |
н\х планирование | + | Опр-ся основные ориентиры развития отдел. сфер пром. |
Отраслевое планирование | + | ???? |
Региональное планирование | - | + |
ПП (ВПП)(ВФП) | + | + |
ПП (ВПП) – явл низовым, но основным звеном деятельности предприятия
|
|
2)Предмет, содержание и задачи курса «Планирование на предприятии».
Предметом курса является изучение закономерности развития предприятий, фирм.
Содержанием курса - методические разработки основных экономических и финансовых вопросов: определение производственной мощности, расчет объема производства и объема продаж, вопросы ресурсного обеспечения производства, прогнозирование затрат, доходности и прибыли.
Многообразные задачи курса можно свети к одной, но важнейшей задаче - овладение студентами методологии внутрипроизводственного планирования.
3)Предприятие как объект планирования, его характеристика формы экономической деятельности.
Промышленное предприятие является основным звеном в решении экономических проблем страны. Каждое предприятие вырабатывает конкретную продукцию или оказывает конкретные услуги, предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, участвует путем перечисления налогов в решении социальных задач. Движущим мотивом развития предприятий является увеличение объема продаж, и получение такого размера прибыли, который обеспечивал бы постоянный рост эффективности производства и позволял поднять стандарт работающего.
С организационной точки зрения предприятие представляет собой фабрику, завод, комбинат, … предприятие, независимо от форм собственности, в совокупности образуют соответствующую отрасль промышленности.
Предприятие – это производственно-хозяйственная единица, созданная для производства определенных видов продукции и обладающая хозяйственной, организационной и юридической самостоятельностью и работающая в рыночных условиях на принципах самофинансирования и самоокупаемости.
В работе каждого промышленного предприятия помимо основных производственных функций выделяют также коммерческую, финансовую, техническую, социальную и транспортную.
Производственно-хозяйственная деятельность любого промышленного предприятия начинается с формирования производственных и финансовых ресурсов. В материально-вещественной форме это рабочая сила, машины, станки, сырье, материалы; в денежной форме – уставный капитал. Все производственные ресурсы различаются между собой как по назначению, так и по времени их использования. В связи с этим в деятельности предприятия выделяют внутреннюю и внешнюю стороны деятельности. Внутренняя деятельность предприятия состоит в производстве необходимых обществу продуктов, участниками этой деятельности является трудовой коллектив, специалисты и руководители, собственники предприятия. Результатом их взаимодействия является производство нужной продукции. Внешняя сторона деятельности предприятия связана с поставщиками ресурсов, потребителями готовой продукции, партнерами и конкурентами, кредиторами, государственными и муниципальными органами власти. Каждое промышленное предприятие не существует вне окружающей среды, поэтому важнейшей его характеристикой является степень экономической свободы.
Основные экономические характеристики предприятия:
Форма собственности | Степень экономической свободы | Форма деятельности | Форма хозяйствования |
Частная | Полная | Частное предпринимательство | Коммерческий расчет |
Государственная и муниципальная | Ограниченная, частичная | Государственное предпринимательство | Хозяйственный расчет, бюджетное финансирование |
Производственный процесс на любом промышленном предприятии организуется с целью производства той или иной продукции или оказания тех или иных услуг. При этом всегда имеют место затраты. От состояния выручки от продаж и затрат в конечном итоге зависит эффективность хозяйствования на предприятии. В каждом периоде любое промышленное предприятие решает множество задач. К важнейшим из них следует отнести обеспечение потребителей нужной продукцией в соответствии с заключенными договорами и спросом на рынке; получение по размеру такого дохода, который позволял бы вести расширенное производство; обеспечение своевременной выплаты заработной платы коллективу предприятия, создание условий для профессионального роста работающих коллектива; создание нормальных условий труда; создание новых рабочих мест для населения данного региона; охрана окружающей среды; недопущение сбоев в производстве.
|
|
Задачи коллектива на тот или иной период определяется интересами владельца данного предприятия, размером капитала, ситуацией финансового положения, внешней средой.
К основным функциям предприятия следует отнести:
- изготовление нужной обществу продукции;
- продажа и поставка продукции потребителям;
- послепродажное обслуживание потребителей (если требуется);
- материально-техническое обеспечение производства;
- управление и организация труда персонала на предприятии;
- повышение качества продукции, снижение затрат;
- уплата налогов;
- уплата платежей в бюджет разных уровней;
- соблюдение действующих стандартов, ГОСТов и технических условий.
Функции предприятия конкретизируются в зависимости от: размера предприятия, отраслевой принадлежности, степени специализации и кооперирования, наличии социальной инфраструктуры, формы собственности, взаимоотношений с государством и местными органами власти.
4)Сильные и слабые стороны в деятельности предприятия. Методика их выявления.
В рыночных условиях, когда имеет место жёсткая конкуренция, важным в деятельности предприятий является выявление сильных и слабых сторон каждого предприятия.
|
|
С этой целью сопоставляются результаты работы данного предприятия с деятельностью предприятий аналогичного профиля на рынке данной продукции.
В этом случае используется основной метод – метод сравнения.
В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой для выполнения данной работы используется система отработанных показателей.