Устав МО

Классификация МПА

Муниципальные правовые акты (МПА).

Муниципальные правовые акты как источники МП.

Ч. 1 ст. 4 ФЗ «О МСУ» - уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Гл. 7 ФЗ «О МСУ» - о муниципальных правовых актах.

Ст. 2 ФЗ № 131 - муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Это определение касается как нормативные, так и индивидуальные МНА.

Муниципальные акты принимаются в пределах компетенций – реализация решения вопросом местного значения, так и реализация государственных полномочий, которые переданы органом местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (как собственная компетенция, так и компетенция, которая появляется в результате делегирования полномочий). МНА представляют низовой уровень правового регулирования в государстве.

Муниципальные правовые акты.

МПА – связаны с реализацией законов, а не их созданием – принимаются на основе закона и в рамках закона (нормативные МНА могут быть рассмотрены как акты управления, для реализации управленческих функций муниципальных образований).

1)по содержанию:

МПА производны от полномочий, которыми обладают органы местных образований. Поэтому выделяют МПА местного значения (свои полномочия) и более узкие МПА (по делегированным полномочиям). В соответствие с эти действуют различия в действии и принятии данных МПА. Первые МПА основываются на ФЗ, а вторые МПА – на законах о наделении (порядок нормотворчества является более жестким). В отношении актов МСУ по своим собственным (не переданным) полномочиям – их отмена возможна только органом, принявшим его либо судом (другие уровни власти вмешиваться в личную компетенцию МСУ не могут – отсутствие административного порядка отмены и приостановления акта МСУ как в случае принятия МПА по переданным полномочиям).

2) по субъекту:

а) населением – сход или референдум (сход является формой организации и реализации полномочий МСУ лишь только в отдельных образованиях, которые удовлетворяют требованиям, установленным в законе)

б) органами МСУ или должностными лицами МСУ – глава МО является одновременно и должностным лицом, и органом МСУ (наделен собственными полномочиями). А вот глава МА – это должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган (его акты издаются как акты МА).

3) по юридическому действию МПА:

а) внутриорганизационные – регламенты представительных органов, распоряжения – рассчитаны на внутреннее применение;

б) внешнеорганизационные.

4) по юридической силе (по слайду).

Акты главы МО и акты главы МА не расставляются по иерархии, потому что из ним может быть только одно из них (это третий уровень иерархии).

5) по порядку вступления в силу (ст. 47 ФЗ № 131)

а) МПА, ступающие в силу после их государственной регистрации и опубликования (обнародования) – устав МО и акты о внесении изменений и дополнений в устав;

б) МПА, подлежащие обязательному опубликованию (обнародованию) и вступающие в силу после их официального опубликования (обнародования) – МПА, изменяющие права и обязанности человека и гражданина;

в) МПА, вступающие в силу в соответствии с НК РФ;

г) МПА, вступающие в силу в порядке, предусмотренном уставом МО;

д) МПА, вступающие в силу по истечении срока полномочий органа местного самоуправления (по изменению структуры органов МСУ).

Опубликование (обнародование) МПА.

Обнародование является более широким понятием, чем опубликование. Вопрос опубликования МПА должен быть отражен в уставе МО – зависит от типа МО и др.

Порядок опубликования, вывешивания на стендах МПА должны быть отражены в уставе МО (возможен также электронный способ обнародования). Но когда речь идет об опубликовании, то идет речь о размещении МПА в печатном издании (чаще всего в печатном органе МО) – данное печатное учреждение может образовано как самим МО, либо образовано МО в сотрудничестве с другими МО. В ст. 17 ФЗ № 131 - предусматривается такая возможность. Что касается межмуниципальных печатных учреждений – то это является видом межмуниципального сотрудничества. Ст. 68 ФЗ № 131 – посвящена межмуниципальному сотрудничеству. Не исключается такая форма издания, как заключение договора с уже существующим печатных изданием об официальном опубликовании МПА МО.

Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Ст. 43.1 ФЗ № 131 – требование учета издаваемых муниципальных нормативных правовых актов – в отношении акта изданного, опубликованного и вступившего в силу. Порядок ведения регистра МО устанавливается законами субъектов РФ (организация ведения такого реестра, порядок ведения и орган, осуществляющий данную деятельность). Федеральный реестр – совокупность регистров субъектов РФ.

Закон СПб «О регистре муниципальных правовых актов СПб», Постановление Правительства СПб «О мерах по реализации Закона СПб «О регистре муниципальных нормативных правовых актов в СПб».

Проводится экспертиза МПА – в результате экспертизы могут быть обнаружены нарушения и противоречия (устранение нарушений МО до включения акта в регистр) – речь не идет о техническом включении МПА в регистр, ведется определенный административный надзор за законностью МПА. Если МО не согласно с замечаниями и не исправляет нарушения – механизма разрешения данной проблемы нет.

1) подзаконный акт – должен основываться на законах (принцип верховенства закона). Устав имеет учредительный характер;

2) акт учредительного характера - структурируются органы МСУ, определяется соответствующая модель государственного управления, органов и модель взаимоотношения между ними. Многие вопросы в Уставе регулируются общим образом и конкретизируются другими МПА;

3) основополагающий нормативный акт МО

4) элемент правовой основы местного самоуправления.

5) верховенство среди других МПА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: