Основы организации МСУ в РФ

Универсальные международные стандарты местного самоуправления (Европейская хартия о МСУ) – в УМК подробнее.

1) институциональные – учреждение некого института с некоторой структурой и статусом публичным субъектом – данное создание является именно правом (это не только деятельность, а право некоего субъекта). МСУ - с одной стороны как право конкретного субъекта, а с другой стороны - как форма народовластия (демократический аспект);

2) функциональные – гарантия деятельности (что же именно и как именно определяется круг муниципальных задач, их принципы: как распределяются компетенции между уровнями власти, принцип субсидиарности (остаточный принцип – если полномочие прямо не закреплено за конкретным субъектом, то она осуществляется данным уровнем власти - МСУ), принцип приближенности власти к населению, экономичность, эффективность управления (отнесение тех или иных полномочий к определенным уровням власти возможно исходя из соображений экономичности и эффективности)). Приближенность власти к населению – это власть удаляется от населения только тогда, когда это диктуется принципами эффективности и экономичности (Постановление КС о системе власти в УР). Принцип полноты и исключительности полномочий, предоставляемых органам МСУ – полнота и исключительность касается тех полномочий, которые изначально закреплены за МСУ на законном уровне, а что касается делегируемых государственных полномочий, то здесь Хартия использует иной термин – передача (а не предоставление по закону). Исключение данных полномочий (предоставленных) возможно только в том случае, когда это прямо предусмотрено законом.

3) организационные – то, как реализуется полномочие (формы взаимодействия органов государственной власти и ОМСУ, принципы данного взаимодействия) – власть, принимаемая соответствующие решение, должна консультироваться с коммунами (формы муниципального сотрудничества – союзы муниципальных образований для представления местных интересов). Хартия предлагает самостоятельное определение своей внутренней структуры в соответствие с общими законодательным положениями муниципальным субъектам (коммуны или иные муниципальные образования самостоятельно определяют свою внутреннюю структуру – административную структуру, а не систему органов – в Хартии структура понимается уже, чем у нам). Муниципальные органы должны иметь возможность свободно адаптировать переданные полномочия – невмешательство во внутренние дела МСУ, определение внутренних структур МСУ - должно быть учтено при передаче полномочий («насколько возможно» учитывать). Депутаты местных органов – депутатам гарантируется свободной мандат (что понимать под свободным мандатом – у нас есть институт отзыва депутата, а с переходом к пропорциональной системы – отзыв партией) – интересный вопрос;

4) финансовые – ст. 9 Хартии – ссылка на национальную экономическую политику – само выражение этих гарантий должно увязываться с государственной экономической политикой государства. Но есть основные постоянные принципы – финансовые средства должны соответствовать объему возложенных на местные органы полномочий, ставки местных налогов должны устанавливаться самими местными образованиями, защита финансово слабых муниципальных образований, консультации с органами гос. власти по вопросам перераспределения финансовых ресурсов (финансовых гарантий), принцип преимущественно нецелевого характера предоставления средств муниципальным образованиям (возможность в выборе собственной политики муниципальными образованиями) – у нас же преимущественно целевой характер;

5) процессуальные – судебная защита – сводятся к национальной гарантии (каждое государство должно предоставить такую возможность на защиту права МСУ).

Возможно также выделение территориальных стандартов (территориальных гарантий).

Конституционные основы организации МСУ:

1) местное самоуправление – основа конституционного строя (ст. 12 К РФ) – местное самоуправление признается как самостоятельная форма организации публичной власти на местном уровне (не общины и коммуны провозглашаются в такой качестве, а местное самоуправление в целом). МСУ в пределах своих полномочий является самостоятельной – сформированный институт – имеют свои полномочия. Однако данную основу конституционного строя нельзя рассматривать раздельно от ст. 3 К РФ

2) органы местного самоуправления – форма народного представительства (ст. 3 К РФ) – речь идет как о представительной, так и непосредственной формах – самостоятельная форма представительной демократии на местном уровне;

3) права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления (ст. 32, 33, 46 К РФ) – право граждан участвовать в управлении государством как субъективное право граждан. Означает ли участие в осуществлении муниципального самоуправления также участием и в государственном управлении – да, охватывается, системное толкование ч. 1 ст. 32 К РФ с ч. 2 ст. 130, а также ч. 2 ст. 33 К РФ. Право на обращение также может быть реализовано на всех уровнях власти – ст. 33 К РФ. Коль скоро МСУ является организации государственной власти - различия ст. 46 К РФ и ст. 133 К РФ – общее право на судебную защиту в равной мере относится к защите прав и свобод человека и граждан – специфика право на судебного защиту на местном уровне отсутствует – в ст. 133 – говорится о защите интересов МСУ. Право на участие в государственном управление, в частности в муниципальном самоуправлении, может защищаться как индивидуально, так и коллективно;

4) Органы местного самоуправления – гаранты реализации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 15, 18, ч. 2 ст. 24 К РФ) – подчеркивают статус МСУ, который характеризует их как субъектов публичного правового образования, а не объединения граждан (который также определяется в К РФ)

5) общие принципы организации МСУ – предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72 К РФ) – см. разделение предмета совместного ведения;

6) признаки и принципы МСУ (гл. 8 К РФ) – указывает на коллективный характер МСУ, хотя не конкретизирует, кто же выступает от имени МСУ (нет упоминания муниципального образования)

Идеи Хартии в целом воплощены в К РФ, есть конечно определенная специфика, но она обоснована и допустима.

Система конституционных принципов организации МСУ:

1) общие и специальные принципы организации МСУ:

а) общие принципы МСУ:

1) признание МСУ;

2) гарантированность МСУ – конституционное закрепление как конституционной основы;

3) самостоятельность МСУ;

4) МСУ – форма народовластия

Сферы реализации конституционных принципов МСУ:

1) принципы территориальной организации;

2) принципы функциональной организации;

3) принципы организации системы и структуры органов МСУ – структура органов МСУ определяется населением самостоятельно;

4) принципы экономической и финансовой организации МСУ – самостоятельность МСУ предполагает наличие экономической самостоятельности МСУ, равенство с другими формами собственности (принципы организации бюджетной системы будут корректировать реализацию местных бюджетов) – действует не только ФЗ «О местном самоуправлении;

5) принципы взаимодействия с государством – взаимодействие с государством, взаимовлияние (ответственность органов МСУ перед государством) – надзором контроля ответственности данные отношения не ограничиваются, можно выделить различные формы координации и взаимодействия МСУ со стороны государства (государство обязано содействовать межмуниципальному сотрудничеству), взаимное информирование, учет различных сведений с точки оценки эффективности деятельности органов МСУ.

Принципы организации МСУ в городах федерального значения (есть особенности общих принципов):

1) сочетание принципа организационной обособленности МСУ и невхождения органов МСУ в систему органов гос. власти принципом обеспечения единства городского единства – принцип самостоятельности МСУ, являющийся общим, в том числе и в городах федерального значения, сочетается с принципом единства городского хозяйства – это специфическая черта данных субъектов РФ.

Закон СПб «Об организации МСУ в СПБ», Закон СПб «О территориальном устройстве в СПб» - статус территориальных образований.

Особенности МСУ в ГФЗ в решениях КС РФ – определения, а не постановления, что само по себе уже говорит о чем-то – эти вопросы являются дискреционными полномочиями (по усмотрению) федерального законодателя. Но до какой степени особенности могут быть распространены и отступать об общих принципов – по решениям КС данные особенности не должны посягать на всеобщие принципы (это фундамент).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: