Преобразование МО - ст. 13 ФЗ № 131 – преобразования МО в узком смысле (те варианты изменений, которые связаны со статусом МО – разделение, объединение МО, изменение статуса городского поселения на городской округ либо утрата такого статуса). Является ли данные процедуры преобразования, предусмотренные ст. ФЗ, исчерпывающими – выделение и присоединение МО в ФЗ не предусмотрено, хотя данные процедуры могли бы иметь место (различные правовые последствия и статусы новых МО). Упразднение и создание МО были введены не так давно – в 2008 – потребность в данной статье была связана с событиями прекращения статуса некоторых муниципальных образований (может появятся и остальные виды преобразования МО).
В широком смысле преобразования – не только непосредственно преобразования в ст. 13 ФЗ № 131, но и все иные изменения, предусмотренные всей гл. 2 ФЗ № 131 (определение статуса, изменение границ МО, создание новых МО и упразднение).
Упразднение поселений - инициирование преобразования МО может исходить от различных субъектов – инициатива населения (сход), органов МСУ (решение), ОГВ (решение). Мнение населения необходимо, если инициатива исходит от органов МСУ или ОГВ.
|
|
Условия и порядок:
1) инициатива и решение схода об упразднении - если инициатива исходит от самого населения, то учет мнения населения можно установить более упрощенный;
2) учет мнения населения муниципального района – учет мнения может проводится в упрощенной форме, поскольку в меньшей степени касается интересов населения муниципального района;
3) принятие закона субъекта РФ.
Создание нового поселения – уже важен учет мнения населения муниципального района.
Установление границ – процедура, сопровождающая наделение территории статусом МО (без этой процедуры нельзя говорить, что статус МО определен – называются, как правило, законами «О наделении статусом соответствующих МО и определения границ»). Процедура определения может различной – перечисление территорий, образующих границу соответствующего МО или создание картографических описаний (законодатель приоритетным считает именно данный способ).
Изменение границ – отнесение части территории одного МО другому – никакого изменения статуса данный территорий не происходит (просто переход части территорий в состав другого МО).
Существенные начали (принципы), которые должны происходить при любых процедурах преобразования МО – вытекают из К РФ и конкретизированы законами, есть элементы Европейской Хартии (на слайдах).
1) Принцип учета административно-территориальных границ - в основе всех территориальных муниципальных процедур лежит учет административно-территориального устройства – все муниципальное построение привязано к территории населенного пункта. Разницу между муниципальных устройством и административным-территориальным устройством – характер и цели того или иного деления – административное деление для целей управления, а муниципальное территориальное устройство – для целью муниципального управления, как его организовать (Удмуртское дело – Постановление КС от 24 января 1997 года).
|
|
Административно-территориальные границы находятся в основе деления муниципаль-территориальных образований. Государственное и муниципальное управления должны происходить согласованно.
Территориальное устройство СПб принципиально разграничивает административно-территориальные образование (район) и муниципальное разделение (МО). Недопустимо, чтобы муниципальные образования находились на территории нескольких районов.
2) принцип учета мнения населения – любое муниципальное преобразование может происходить по инициативе населения МО. Форма учета мнения населения также разнообразная – решающее значение мнение (прямое решение населения) и опосредованный учет мнения населения (органы МО).
Процедура проведения учета мнения населения (отличает от референдума) – ст. 24 ФЗ № 131 – особый вид голосования наряду с голосованием по отзыву депутатов (выборных лиц). Отличается (хотя есть общие черты) от референдума по характеру решаемого права – законодатель решил отказаться от прямого референдума, поскольку голосование проводится не обязательно в границах МО (а для референдума голосование проводится в границах МО) – чаще всего проводится на определенной части МО, которые таковым не является (например, при выделении). Данное голосование также является прямой непосредственной формой выражения мнения.
КС РФ – пытается выработать критерии выбора той или иной формы учета мнения населения и от чего должен зависеть выбор законодателя при установлении того или иного способа учета мнения – Определение КС РФ от 01.04. 2008 № 194-О-П и от 0.6.03.2008 «По заявлению Севашева» - выбирая ту или иную форму учета населения, законодатель должен учитывать какое влияние окажет это на жизнедеятельность соответствующего поселения, на его потенциал, развитие, осуществление возложенных на него обязательств. Далее важно – выявление достоверности волеизъявления мнения населения (адекватно ли выражено мнение населения).
3) принцип двухуровневости МО и неподчиненность одного МО другому – неподчиненность выражена в том, что МО имеют свои собственные вопросы, круг полномочий, свои органы и финансовые ресурсы для осуществления данных полномочий. Если четко определить полномочия каждого МО, то никаких проблем с подчиненностью не должно возникать (но на практике встречаются определенные сложно);
4) принцип приблеженности МО к населению – постановление КС по курскому населению – основное назначение МО быть максимально приблеженными к населению – а именно поселенческое построение МСУ. Признание поселение первичной единицей МО подтверждается еще тем, что критерии создания поселений не связаны с обоснованием их материально-экономических положений.
Образование городских округов и муниципальных районов создается уже только при наличии необходимой соответствующей социальной, транспортной и иной инфраструктуры (учет экономического потенциала).
5) принцип учета национальных, исторических, географических, экономических, статусных и иных особенностей территорий.