Предмет регулирования устава МО

1) первичное уставное регулирование – ФЗ № 131, другие ФЗ, законы субъекта РФ перечисляют вопросы, которые должны урегулированы только в уставе МО - определение структуры органов МСУ, состава территорий муниципального образования, внутреннего территориального устройства, вопросы, связанные с вопросом принятия и вступления в силу МПА, прямое волеизъявление народа (учет мнения населения);

2) вторичное уставное регулирование:

а) выбирается вариант регулирования в тех пределах, которые установлены в законе (срок полномочия – от 3 до 5 лет);

б) воспроизведение норм федерального законодательства и законов субъектов РФ (наименование МО – воспроизведение наименования, установленного в законе субъекта РФ, определение границ МО также по законам субъекта РФ) – такое дублирование является все же необходимым для установления статуса МО.

Порядок принятия устава (на слайдах).

Подготовка проекта устава МО (изменений в него) – сопровождается предварительным обсуждением – происходит опубликование текста, публичное слушание. Если изменения установлены ФЗ то предварительного слушания проводить не надо – изменения вносятся автоматически. В уставе определяется порядок проведения публичных слушаний.

Способ опубликования или обнародования определяется МО самостоятельно.

Порядок вступления в силу устава МО (продолжение процедуры принятия устава).

Без регистрационного номера в органах юстиции опубликование устава МО не происходит. Регистрация – форма предварительного надзора со стороны государства (как органы местного самоуправления соблюдают К РФ, законы как федерации, так и субъектов РФ) – надзор за законностью как по форме, так и по содержанию.

Порядок регистрации – ФЗ № 97 2005 «О государственной регистрации уставов МО» - раньше такую регистрацию вели субъекты РФ, сейчас эти функции выполняют федеральные органы – Минюст (главное управление Минюста и структурные подразделения по субъектам РФ).

После опубликования устава, он включается в реестр уставов.

Основания отказа в регистрации устава МО – см. на слайдах – несоответствие по содержанию, либо не соблюдение процедуры принятия устава. Отказ в опубликовании возможно обжаловать в суде (органами МСУ и гражданами).

Уставы МО – список в Минрегионразвитии. Количество муниципальных образований постоянно изменяется – происходит изменение количества уставов МО (происходит их уменьшение).

Казус: муниципальный совет является представительным органом МО в СПб. Устранение нарушений в уставе – полномочия представительного органа по определению территорий должны быть отражены в уставе. Ст. 44 «О местном самоуправлении» - изменение полномочий представительного органа – должны ли вступить данные изменение сейчас или необходимо ждать вступления нового состава представительного органа. Прилегающие территории определяются представительным органом – за ним данное полномочие уже было, никаких изменений полномочий с внесением положений об определении таких территории представительными органы в устав не происходит – полномочия по определению территорий как были, так и остались. Другой вопрос – где должны быть указаны полномочия предстаивтельного органа, все ли полномочия должны быть отражены в Уставе МО – некоторые полномочия могут устанавливаться законами (не только ФЗ № 131, но и законами субъектов РФ) – нет необходимости во внесении данных полномочий в Уставе. Полномочия представительных органов могут определяться только в Уставе МО либо законами. Особенности вступления в силу отдельных положений устава – ч. 8 ст. 44 ФЗ № 131 – изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Случай, когда МО не исправляет нарушения Устава, не приводит в соответствие с федеральными законами и К РФ – оспаривание в суде актов органов муниципальных образований (прокурорский надзор).

Юридические последствия экспертизы – предложение исправить допущенные нарушения МО, но если оно не исправит данные недочеты, то возможно обратиться в суд для исправления МО данных нарушений или же административный порядок разрешения данной проблемы – в рамках раздела об административных правоотношений в сфере самоуправления (нарушение порядка предоставления документов, установленных для ведения реестра) – нарушение порядка внесения документов в регистр. Что понимать под порядком внесения в реестр – есть порядок направления документов, есть ответственность за несоблюдение данного порядка (данный порядок должен быть соблюден). Проведение экспертизы и последующее реагирование органов, ведущих регистр – это элемент взаимоотношения органов государственной власти и муниципальных образований, связанные с порядком ведения реестра Уставов.

Вопросы местного значения находят свое воплощение в актах органов МО, а полномочия органов МО, круг вопросов местного значения устанавливаются в Уставах МО. Ни в законе СПб, ни в законе «О местном самоуправлении» не говорится, какому органу данные полномочия принадлежат – они принадлежат публичному субъекту в целом. Закон СПб «Об организации местного самоуправления», говоря о вопросах местного значения, говорит, по сути, и полномочиях конкретных органов. Полномочия представительного органа могут определяться в Уставе, в ФЗ № 131, законах Субъектов РФ – но полномочия представительных органов МО в конкретных сферах (например, ст. 10 Закона СПб) – полномочия можно определять как в представленных выше законах, так и законах МО – сами муниципальные образования определяют какие полномочия и кто их исполняет (хотя данный вопрос мог бы решиться представительным органом СПб). Поэтому МО само решает какие вопросы и кем будут решаться, раз уж это позволяет совершить закон. Каким актом МО должно быть установлено совершение этих полномочий органами МО – в Уставе МО как компетенция представительных образований или советов.

Исключительные или неисключительные полномочия органов МО – могут быть определены просто как полномочия органов МО (придание исключительности данным полномочиям нет обходимости). Если определяется исключительная компетенция представительных органов, то они должны быть отражены в Уставе МО.

Если изменения устава изменяют полномочия представительных органов, то вступление в силу данных положений устава – ч. 8 ст. 44 ФЗ № 131 – вступление в силу данных изменений – момент истечения срока полномочий прежнего состава представительного органа – необходимо различное толкование самого ограничения (если только изменяет структуру представительных органов) – если данные вопросы решались представительным органов и до внесения изменений, то нельзя говорить об изменений полномочий представительных органов (никакого изменения круга вопросов представительных органов не происходит) – поэтому ждать смены состава представительного органа не нужно (речь идет не об изменении, а о приведении круга полномочий в соответствие с другими актами, которые уже были закреплены за представительными органы прежним законодательством). Было бы логично, чтобы установление порядка производилось представительным органом, а их реализация – исполнительными органами МО (посмотреть Уставы поселков, городов-пригородов СПб – как происходит уставное регулирование).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: