Компетенция муниципальных образований

Глава 3 ФЗ № 131 – однако, наряду с вопросами местного значения можно обнаружить и полномочия органов МО (не только собственная компетенция, но и компетенции образуемые в результате передаче государственных полномочий), гл. 4 ФЗ № 131.

Компетенции муниципальных образований – не только полномочия органов МСУ, но и задачи, вопросы, решаемые муниципальными образованиями.

Казус: оспаривается приложение к закону «О бюджете» субъекта РФ в части невключения в расчет субвенций расходов на финансирование реализации общеобразовательных программ дошкольного образования.

Элементы компетенции МО.

Обладает полномочиями по решению вопросов местного значения (собственные вопросы, решаемые за собственный счет).

Полномочия органов МСУ – права и обязанности органов МСУ в конкретных сферах.

Ст. 14 ФЗ № 131 – являются концами некоторых полномочий совместного ведения РФ и субъектов РФ – то есть нельзя сказать, что вопросы местного значения образуют предмет ведения, речь идет только о некоторых вопросах, которые решаются на этом уровне низовой власти. Жесткого разделения полномочий субъектов РФ и муниципальных образований мы не найдем – муниципальные образования решают только часть полномочий субъектов РФ, которые решаются местным самоуправлений (наиболее приближенные в жизни населения МО). В этом проявляется сложность данных отношений – в какой же части можно считать те или иные полномочия вопросами местного значения, или вопросами, решаемыми субъектами РФ (противопожарная безопасность, противодействие экстремизму и терроризму – это обязанности всех органов публичной власти).

Виды ВМЗ:

1) по типам муниципальных образований (см. по статьям):

2) по сферам. (см. на слайдах).

Виды полномочий органов МСУ.

Понятие полномочия закон употребляет применительно к органам, они имеют более универсальное значение, чем вопросы местного значения (вот почему у нас нет полного перечня полномочий органов МСУ) – акцент делается на функциональные полномочия (полномочия не приведены исчерпывающим образом, нежели вопросы, решаемые МО). В соответствие с ФЗ № 131 – полномочия органов МСУ могут быть представлены во всех отраслевых законах в конкретных сферах (ЛК, ЖК и другие) – раскрытие содержания полномочий идет в отраслевом законодательстве. Проблема финансирования такой деятельности – когда полномочия четким и исчерпывающим образом не представлены, то финансирование таких полномочий никогда не будет достаточным.

Одним из критериев разделения полномочий органов МСУ является степень обязательности – не все полномочия сформулированы как обязательные - полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 17) – обязательные полномочия. Добровольные полномочия – ч. 4, 5 ст. 20 – речь идет не о переданных полномочиях, а о неких иных, которые берутся органами МСУ добровольно (разрешено законом на участие) и за счет собственных средств – право и обязанность – добровольность только в принятии на себя этих вопросов, но после принятия, данная добровольность исчезает и происходит трансформация права уже в обязательство.

По содержанию:

Соглашения о передачи осуществления отдельных вопросов местного значения – ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131.

Остаточные полномочия – возможные полномочия по решению вопросов, которые отнесены в другим муниципальным образованиям и ведению субъектов РФ (если вопрос не отнесен в ведению субъектов РФ или в ведению муниципального района, то данные вопросы могут решаться органами муниципальным образований) – как будет реализовано такое право, не понятно (не должно быть пересечения полномочий органов муниципальных образований, но данный остаточный принцип распространяется как на поселения, так и муниципальные районы).

По характеру финансового обеспечения – производен от типов полномочий органов МСУ (либо за счет собственных средств, либо за счет субвенций).

Принципы определения компетенций муниципальных образований:

1) принцип функциональной самостоятельности МО – самостоятельное осуществление полномочий самостоятельно МО;

2) принцип разграничения ВМЗ между уровнями и типами МО Невозможность четко и без каких-либо пересечения отграничить эти вопросы – обратиться к анализу ст. 14, 15 ФЗ № 131 – разграничение полномочий разных уровней муниципальных образований (какие проблемы здесь есть) – районные вопросы, на первый взгляд, должны были бы решаться межпоселенческим образом. Вопросы местного значения поселений даются одинаково для городским и сельских поселений – но многие вопросы в городских поселения не решается (сельские). Почему отдельные вопросы оказываются вне перечня ст. 14 ФЗ № 131 – поселенческий уровень вообще не задействован, только районный уровень – для решения данной проблемы законодатель предусмотрел передачу отдельных полномочий, которые могут передаваться муниципальными образованиями (ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131) – негибкость полномочий сглаживается возможностью передачи отдельным полномочий от одного уровня в другой (передача межмуниципальных полномочий – субсидии или иные межбюджетные трансферты).

Через законы субъектов РФ на муниципальные районы возлагать выполнение определенных вопросов нельзя.

Сложно очень разграничить вопросы муниципального значения и полномочия органов МСУ.

Признание иных полномочий органов МСУ (кроме полномочий по ВМЗ) отдельными государственными полномочиями (финансируются посредством субвенций) – ст. 19 ФЗ № 131 – но выделение добровольных полномочий – они не являются государственными полномочиями. Ч. 1 ст. 19 ФЗ № 131 – говорится (распространяется) только об обязательных полномочиях (не относится к добровольным – они принимаются по другому и финансируются иначе, да и назвать государственными также нельзя). Свои обязательства финансируются МО собственными средствами МО. Передача полномочий не означает передачу ответственности – кто передал, тот несет ответственность перед населением, а кому передали – перед тем, кто передал свои полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: