double arrow

Состояние законодательной базы для пространств со смешанным

Регистр морского судоходства Министерства транспорта РФ

Водный кодекс РФ.

Конституция РФ.

Закон РФ « Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

Закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции»

Согласно доклада Министра ПР РФ Ю. Трутнева на заседании правительства РФ в мае 2005 г. это основной закон для привлечения компаний на шельф.

Но, в нём не уделяется должного внимания регионам на территории которых будут размещаться объекты инфраструктуры. Более того, отчетливо прослеживается тенденция характерная для унитарных государств: концентрация на верхнем уровне всей полноты полномочий по нормативно – правовому регулированию, аккумулирование в центре основной части доходов от добычи сырья, последующее распределение части этих доходов на нужды регионов через дотации, субсидии т.п.

Формально в законе предусмотрен учёт интересов регионов, но поскольку в соответствии с конституцией РФ вопросы распоряжения и пользования шельфом относятся к федеральной компетенции произошла фактическая «консервация» данного закона. Более того, в 2003 г. проведена кардинальная ревизия основных принципов режима СРП в РФ, а именно: существенно возросло число налогов, уплачиваемых одновременно с разделом продукции; ранее принятые решения о подготовке соглашений с регионами по большинству месторождений отменены.




Право применения соглашения о разделе продукции (СРП) сохранено пока лишь для проектов Сахалина, Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений.

СРП для Сахалинских проектов были первыми, поэтому федеральная власть сделала несколько уступок, которые сегодня уже не реальны. Например, в соглашениях оговорены прямые отчисления бонусов в региональный бюджет, создан фонд развития Сахалина, представители региона в равном количестве с представителями федерального центра входят в Управляющий государственный орган по проекту «Сахалин-1» и в наблюдательный совет по проекту «Сахалин-2».

В 2004 г. последовала ещё одна корректировка закона и из состава Правительственной комиссии по Приразломному месторождению были исключены представители соответствующих регионов. Комиссия по Штокмановскому месторождению вообще была упразднена в связи с истечением полномочий 11.11.2003 г. и до сих пор не воссоздана.



Более того, в связи с ФЗ № 199, принятым 19.12.2004 г. из ФЗ «О СРП» вообще убрали положение о обязательности заключения соглашения между Федерацией и субъектом РФ, на территории которого будут проводиться соответствующие работы.

Способы исправления ситуации:

1. Более точно определить само понятие – субъект РФ. Дело в том, что согласно российского законодательства субъект имеет право участвовать в принятии соглашений, но размытость формулировок позволяет федеральному центру избегать подобных согласований.

2. Прямо по тексту закона слова «…с участием исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации…» заменитьсловами «… с участием органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рассматриваемый участок недр, либо на территории которого будут проводится предусмотренные соглашением работы в случае, если соответствующий участок недр расположен на континентальном шельфе». Такая исчерпывающая редакция устранит саму возможность двойного толкования закона и гарантирует права регионов.

3. Необходимо прямо в ФЗ «О СРП»уточнить сам механизм согласования, а именно: какие решения региональных органов власти и на каких этапах должны (обязаны)приниматься во внимание Правительством и Государственной Думой РФ.

Последнее (Гос. Дума РФ) особенно важно, т.к. ФЗ «О СРП» предусматривается принятие отдельного ФЗ по соглашениям о проектах, реализуемых на континентальном шельфе. Так вот, необходимо четко зафиксировать прямо в ФЗ «О СРП», что проект нового закона может рассматриваться в Думе только при наличии заключения органа законодательной власти субъекта РФ.

4. Необходимо внести поправки в ФЗ «О СРП», связанные с обеспечением гласности и публичности в ходе работ по подготовке и реализации соглашения. Лучше всего взять формулировку, предложенную Сахалинской областной Думой: «…Соглашение не может содержать условий конфиденциальности его текста (за исключением условий конфиденциальности приложений, содержащих геологическую, геофизическую, геохимическую и иную научно – техническую информацию). Обязательной официальной публикации подлежат сведения о сторонах соглашения, условиях и порядке раздела произведенной продукции между сторонами соглашения, сведения о налогах и платежах при исполнении соглашения».

Поправка поддержана Комитетом природных ресурсов ГД ФС РФ предыдущего созыва, но против неё возражает Правительство РФ.

5. Необходимо внести поправки в ФЗ «О СРП», связанные с имеющимся в законе требованием о 70 % квоте производства оборудования на российских предприятиях – обо это трудно выполнимо в связи с недостаточной конкурентноспособностью отечественных производителей. Кроме того, при вступлении в ВТО подобные нормы должны быть отменены. Взамен, за счет государственной доли продукции должны быть предусмотрены субсидии, кредиты для подготовки предприятий региона к высококачественному выполнению необходимых подрядных работ.

Данная поправка внесена Мурманской областной Думой в Правительство РФ и в Государственную Думу. В дальнейшем поправку поддержали законодательные органы 24 субъектов РФ.






Сейчас читают про: