РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ, ИХ ВАРИАНТЫ И КОМБИНАЦИИ
Этапы сценарного планирования.
Сценарное планирование
Под стратегическим сценарием предполагается описание возможного хода событий в коммуникативном контексте. Он включает в себя следующие параметры:
1. Целевые характеристики общения.
2. Ресурсные характеристики общения (определение средств, обеспечивающих указанные цели).
3. Технологические характеристики коммуникации поэтапное воспроизведение реализации главной цели после достижения второстепенных.
4. Функционально-ролевая характеристика процесса общения. Здесь определяются ответы на вопросы следующего рода: а) кто участвует в процессе обсуждения? б) кто и кого представляет в деловом общении? в) какие роли играют участники общения в реальных процессах? г) какие роли участники делового общения могут играть в коммуникативном контакте?
Сценарий — это форма прогнозирования, предвидения, аналитического подсчета вариантов, учета альтернатив, вероятного хода развития событий. Он может формулироваться как прогноз, аналитический проект, гипотеза, предположение.
|
|
Обычно выделяют оптимистические и пессимистические стратегические сценарии. Название их говорит за себя. Но для того, чтобы стратегический сценарий был трезвым и практичным, нужно надеяться на лучшее, а рассчитывать на худшее.
Особенности сценарного планирования:
- Сценарии должны быть примерно одинаковы по степени их реализации (вероятности).
- Сценарии составляются в условиях неопределенности.
- Оптимальное число – 4 сценария (должно быть не слишком много).
- Сценарий – различные траектории будущего развития организации (описание того, что может быть).
1. Определение ключевых стратегических направлений и вопросов.
2. Определение ключевых факторов ближней внешней среды.
3. Определение ключевых факторов дальней внешней среды.
4. Ранжирование по важности и степени неопределенности.
5. Выявление логики каждого сценария (из большого числа выбрать несколько).
6. Очистка сценариев.
7. Выводы.
8. Определение характерных индикаторов (выбор 1 конкретного сценария).
После проведения анализа внутреннего потенциала организации, выявления сильных и слабых сторон, приведения внутренних сил и слабостей в соответствие с внешними угрозами и возможностями руководство организации может приступить к анализу альтернативных вариантов и выбору стратегии.
Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.
|
|
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
1. формирование общей стратегии организации;
2. формирование конкурентной (деловой) стратегии;
3. определение функциональных стратегий фирмы.
Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:
1. должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;
2. необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними.
Иногда общую стратегию организации называют портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации
Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.
Понятие портфель (portfolio)заимствовано из теории финансовых рынков (финансовый портфель акций). Применяется в стратегическом менеджменте к набору сфер бизнеса и соответствующих хозяйственных подразделений, функционирующих под единым руководством.