Классификация базовых маркетинговых стратегий и их краткая характеристика.
При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегии.
1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА – интеграционные стратегии:
ü Макроэкономическая
ü Внешнеэкономическая
ü Региональная
ü Производственной и непроизводственной сферы
ü Межотраслевая и отраслевая
2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – стратегии факторов производства:
ü Производственных
ü Инвестиционных
ü Инновационных
ü Финансовых
ü Трудовых
ü Информационных
3. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ – антикризисная стратегия:
ü Предотвращение несостоятельности
ü Выход из кризиса
ü Ликвидация его последствий
4. ВИД И МАСШТАБ РЫНКА – рыночная стратегия:
ü Расширение рынка
ü Проникновение в глубь рынка
ü Продвижение товара на новые рынки
ü Конкурентные преимущества
5. ПРИОРИТЕТ СРЕДСТВ МАРКЕТИНГА –
а) Товарная стратегия:
ü Дифференциация профилирующего товара
ü Диверсификация
б) Ценовая стратегия:
ü Повышение (понижение) цен
ü Ценовая конъюнктура
в) Фирменная стратегия:
ü Стратегия фирменного товара
ü Стратегия имиджа
ü Стратегия сервиса
ü Стратегия стиля
ü Стратегия дизайна
г) Рекламная стратегия:
ü Информирование о преимуществах товара
ü Убеждение
ü Мотивация
ü Напоминание
6. РЫНОЧНАЯ КОНЮНКТУРА – стратегия спроса и предложения:
ü Стимулирующая
ü Креативная
ü Поддерживающая
ü Противодействующая
7. РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ –
а) Стратегия мелких организаций:
ü Копирование продуктов ведущих фирм
ü Приспособление к потребностям
ü Интеграция с более крупными организациями
б) Стратегия средних организаций:
ü Патентная – стратегия рыночных ниш
ü Инновационная
ü Стратегия интенсивного маркетинга
в) Стратегия крупных фирм:
ü Широкое проникновение
ü Снятие «Сливок»
Цель организации маркетинга на предприятии заключена в его концепции
Концепция маркетинга – это оценка имеющихся нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов. Ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение.
Основной принцип организации маркетинга является ориентация на потребительский спрос, другим – активное влияние на потребительский спрос, или формирование спроса.
Стратегия – главное направление сосредоточения усилий, философия бизнеса.
Маркетинговая стратегия предприятия в период осуществления процедуры финансового оздоровления направляется на максимальную адаптацию производственно – сбытового процесса к требованиям рынка.
Суть антикризисной маркетинговой стратегии - выдвижение наиболее важных целей в области производственной, ценовой, сбытовой политики и определение генеральных направлений деловой активности предприятия (через стратегическое планирование)
Маркетинговая стратегия должна дать ответ на следующие вопросы:
· Как предприятие сохранит и завоюет свои целевые рынки?
· Как предприятие сможет с выгодой для себя сохранить, или расширить свою рыночную нишу?
В основе маркетинговой стратегии лежат важнейшие концепции:
Ø выделение конкретных целевых рынков (сегментация рынка);
Ø выбор целевых рынков;
Ø выбор методов выхода на рынок, закрепление на нём или ухода с него;
Ø выбор средств маркетинга - товар, цена, методы распределения (продвижения), коммуникации (системы, содействия потребителя);
Ø выбор времени выхода на рынок, либо ухода с него.
· Концепция выбора целевых рынков – избрание направления деятельности для достижения поставленных целей.
· Концепция методов выхода на рынок – приобретение акций других предприятий, сотрудничества с ними, собственного развития.
Выбор наиболее подходящего времени выхода
Планирование маркетинга – детализирование стратегического плана по срокам, исполнителям, стоимости и ожидаемому эффекту.
Тактика – формы и способы конкретных действий по реализации стратегии.