Система автоматического регулирования (САР) скорости вращения двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
![]() |
U0 – напряжение, поступающее на вход потенциометра.
UЗ – напряжение, задающее скорость вращения двигателя.
РД – реверсивный двигатель.
ТГ – тахогенератор (устройство для измерения скорости вращения двигателя).
УПУ – усилительно-преобразовательное устройство.
Н – нагрузка или производственный механизм, скорость которого надо поддерживать постоянной.
Uа – напряжение на якорной обмотке двигателя.
- скорость вращения двигателя.
UТГ – напряжение на выходе ТГ.
МС – момент сопротивления на валу двигателя.
ФВ – ЭМ поток возбуждения двигателя.
РД – объект управления.
УПУ+ТГ=АР – автоматический регулятор.
- задающее воздействие.

- регулируемая величина.
МС – возникающее воздействие.
- ошибка
UТГ – подается через отрицательую обратную связь.
Цель системы: Стабилизация скорости вращения двигателя.
Рассмотрим момент времени t0.
Все сигналы постоянны.: 
Теперь рассмотрим момент времени t1.
Сигналы изменяются:
МС-возрастает скачком (изменяется нагрузка). Следовательно:
- падает, UТГ – падает,
- возрастает, Uа – возрастает, следовательно возрастет
, т.е осуществляется регулировка.

1. «И» закон регулирования.

Для момента времени t2:
Допустим, что
- возрастает.
Единственная точка стабилизации:
Для «И»: 
Определение: Астатической называется система, у которой выходнаявеличина не зависит от возмущения (статическая ошибка равна нулю).










2. Пропорциональный закон регулирования.

Предположим, что
ошибка:

, наше предположение не верно, т.е 











Определение: Статической называется система автоматического регулирования (САР), у которой выходная величина уменьшается при увеличении возмущения. Статическая ошибка в такой системе на равна нулю.
Статические характеристики статической САР.
Определение: Статические характеристики - характеристики, полученные в положении равновесия.
Статические характеристики двигателя постоянного тока.
![]() |
Ua – напряжение на якорной обмотке двигателя.
Ia – ток в якорной цепи.
ФВ – ЭМ. поток возбуждения.
- скорость вращения двигателя.
МС – момент сопротивления на валу.
При взаимодействии тока ia и потока ФВ на валу возникает момент вращения двигателя МДВ.


ФВ = const, если реакцией якоря можно пренебречь, то 
1) Если МС = 0, то 







2) Ua – const.













Статическая характеристика двигателя постоянного тока: 

{по поводу степени «с» в лекциях написано, что она статическая и формируется системой}






К – коэффициент усиления разомкнутой системы.


Уравнения статики статической системы.
Найдем статическую ошибку.


Статическая ошибка статической системы

Индексы: у - по управляющему воздействию, В – по возмущающему воздействию.
Что дает отрицательная обратная связь (замыкание системы)?
Момент изменяется от 0 до МС
- разомкнутая система,
- изменение скорости двигателя.
Для замкнутых систем скорость изменилась:

Вывод: При замыкании системы статическая ошибка по возмущению уменьшается в (1+К) раз.
Построим статические характеристики по выражению (**).
![]() |
6. Линеаризация. Вывод уравнений генератора постоянного тока с рабочей точкой в нелинейной зоне.
![]() |
Линеаризация – замена нелинейных уравнений на линейные, проводится в пределах заданной точности и используется для исследования линейных систем.
Рассмотрим точку х0 вблизи которой мы хотим получить наше уравнение.
Зададим приращение 
Разложение в ряд Тейлора.



Отбрасываем члены F.
Получаем линеаризованное ур-е.


Линеаризованное ур-е в приращениях:

Переносим начало координат из точки 0 в точку 0’.

F – ошибка линеаризации.



