Культура Культура (лат) — возделывание, культивирование почвы. Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты. Культура в узком смысле - степень воспитанности человека. Элементы культуры: 1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства) 2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности(средства труда, культурно-бытовые сооружения) Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных(футбол- болельщики, символика, чемпионаты). Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина) Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода). Функции культуры: - Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе
- Оценочная – определение системы ценностей
- Регулятивная – формирование системы норм и требований
- Информативная – передача опыта, ценностей
- Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей
- Социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Пути развития культуры: - Накопление культурных ценностей
а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению (евклидова геометрия-геометрия Лобачевского) б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке) - Новаторство
Формы культуры: - Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.
Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты «массового человека»: -рост жизненных запросов -врождённая неблагодарность -плывёт по течению - Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.
Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры (Бах в современной обработке) - Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.
- Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.) Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной. Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу. Афроизм(негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру. Диалог культур(Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов. Разновидности культуры: - Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
- Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)
Мораль Мораль(лат) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика- наука о морали. Признаки морали: - всеобщность
- добровольность
Функции морали: - познавательная
- регулятивная
- воспитательная
- мотивационная
- прогностическая
- аксиологическая (формирует ценности)
Моральная система включает в себя: - моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества - моральные ценности Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Существует 7 фундаментальных ценностей: - польза- экономика
- господство-политика
- справедливость- социальная сфера
- истина
- красота
- добро- духовная сфера
- свобода- все сферы
Основные категории морали: - Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок. - Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
- Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
- Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
- Милосердие- сострадательное, доброжелательное отношение.
- Честь- внутреннее достоинство человека, благородство души.
- Счастье- эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой. Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Этапы нравственного поведения: - человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания
- ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей
- ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.
Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других». Мировоззрение Мировоззрение- целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично. Роль мировоззрения: - даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
- позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: «хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
- позволяет определить истинные ценности жизни.
Исторические типы мировоззрения: - мифологическое
- религиозное
- философское
- научное
Формы мировоззрения: - мироощущение - эмоциональный опыт человека
- мировосприятие - интеллектуальный опыт человека
Уровни мировоззрения: - жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте
- теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами
Типы мировоззрения: - обыденное (житейское) и научное
- прогрессивное и реакционное
- оптимистическое и пессимистическое
- религиозное и атеистическое
- теоцентризм(приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.
- 6. Гуманистическое
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность - бережное отношение к человеческой жизни - физическое и нравственное здоровье человека - признание равноправия различных мировоззрений - достоинство личности - созидательный труд на благо общества - доброжелательные отношения между людьми Наука и образование Наука- особая система знаний - система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ) - особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки:описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Функции науки: - теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
- культурно-мировоззренческая
- практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
- 4. социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития -управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов) - определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества - производственная
- прогностическая
Классификация наук: по предмету познания - естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика)
- общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей(социология, экономика, обществознание)
- гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики(философия, история)
- технические - служат практическим целям(радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем Этические нормы науки: - социальная ответственность учёного (клонирование)
- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
- общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки: - всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом - незавершённость - дифференцированность- различные направления и школы - интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ Инновация - нововведение. Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период. Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния. Функции образования: - трансляция культуры в обществе.
- Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
- Социальная селекция (размещение в социальной структуре)
- проведение социальных и культурных изменений в обществе
- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования: - демократизация
- компьютеризация
- интеграция — компетентностный подход
- интернационализация - единая система образования
- гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам
- гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
- профилизация
Тенденции в развитии образования: - должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры - переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями) - развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования - возрастание роли образования в формировании гражданской позиции - повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное -среднее (лицей) -высшее (колледж) а) бакалавриат б) магистратура Искусство. Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом Искусство в узком смысле - изобразительное искусство(живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Эстетика- наука о красоте. Платон - «искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней». Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями. Особенности искусства: - эмоционально-чувственное постижение мира
- локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора
- субъективность-отражение мира автора
- компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности
Функции искусства: - познавательная
- информационная
- ценностно-ориентирующая
- коммуникативная
- эмоционально-рефлекторная (эстетическое отражение действительности)
- гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни
- эстетическая
- утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.
Вид искусства- конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство). Виды видов искусства: - простое — в основе одно средство художественного выражения(поэзия-слово)
- сложное (театр, балет)
- изобразительное — отражение действительности как она есть (фотография)
- выразительное- образ не аналогичен действительности (фотошоп)
- реальное (Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура
- идеальное- литература
1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура 2. временное- динамичное- литература, музыка - пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр
Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом(эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке). Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика. Религия Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности. Роль религии в жизни общества: «+» - один из компонентов духовной культуры
- один из институтов общества
- специфический тип мировоззрения
- совокупность моральных принципов
- активно участвует в жизни общества
- одно из средств социального контроля
- сообщество людей, связанных единой верой
- компенсаторная функция - утешение
«-» - способствует развязыванию войн
- страх как фактор поддержания религиозности
- догматичность.
Конфессиональный - религиозный В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм. Тотемизм(Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема. Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства. Анимизм(Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов. Спиритизм- общение с духами. Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями. Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром. Виды религий: по количеству богов - монотеистические
- политеистические
по решению проблем спасения - через собственную деятельность (буддизм)
- через посредника-спасителя
по степени легализации - институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
- внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида
по степени распространения - национальные (локальные)
- мировые
Вебер: бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство. Особенности мировых религий: - распространены на всех континентах
- вера в единого бога
- эгалитарность -проповедование равенства
- прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания
Буддизм. Возник в 6 веке до н.э. В Индии. В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый. Смысл буддизма: - страдания правят миром.
- Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
Танха -желание. -жажда чувственных удовольствий -жажда процветания -жажда к уничтожению - уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.
- Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма: - Ахинса - непричинение вреда живому
- не брать чужой собственности
- не касаться чужой жены
- не говорить неправды
- не пить вина
Реинкарнация - учение о перерождении душ. Священная книга - Типитака (3 корзины) Направления буддизма: - Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения
- Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса. Христианство. Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи. В основе легенда о великом мессии Христе. 1054- разделение на православие и католицизм. 16 век, реформация в германии, появление протестантизма. Православие- правильное учение. - идея центризма - Бог- центр мироздания - идея творения - идея откровения (любое знание - божественное) - идея грехопадения - идея конца света и страшного суда - идея спасения и воскресения для вечной жизни - 10 заповедей - священная книга- Библия Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа) Новый завет(предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Католицизм- всемирная. - догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание - дух-эманация - производная Бога-отца - учение о чистилище - централизованность церковной организации - безошибочность папы в вопросах веры и нравственности - нерасторжимость таинства брака - целибат-безбрачие духовенства - крестное знамение слева направо - богослужение на латыни - крещение через возлияние воды на голову Протестантизм- публично доказывающий. - спасение личной верой - священство всех верующих - исключительный авторитет Библии - церковь не посредник между Богом и людьми - молитвенные дома без пышности - из таинств только крещение и причастие Основные формы протестантизма: - Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
- Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
- Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
- Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
- Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам- предание себя Богу, покорность. Возник в 7 в. на Аравийском полуострове. В основе легенда о пророке Мухаммеде. Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления. Заповеди ислама: - исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
- Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
- Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
- Милостыня 1 раз в 1 год.
- Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.
Мюридизм- воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных. Теократическое государство- государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти. Священная книга- Коран. Сура-глава. Шариат- система мусульманского права. Течения ислама: - суннизм- власть не в руках потомков пророка - шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов Типы религиозных организаций: - церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
- Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
- Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру(кальвинизм)
- культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту.Разновидности культа:
- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы -умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу. Депривация - положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности. Локальные религии. Конфуцианство. Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. «24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга. Даосизм. Китай. Дао-путь. Человек- посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое. Иудаизм. Палестина. Бог Яхве. Зороастризм. Иран. Культ огня и чистоты. Синтоизм. Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы. Индуизм. Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный. Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада. |