В условиях рынка конкурентные фирмы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что, в свою очередь, выравнивает объёмы спроса и предложения. Равновесие на рынке характеризует такую ситуацию, при которой продавцы и покупатели удовлетворены текущим соотношением цены и объёма продаж или покупок. Если по каким-либо причинам на рынке наблюдается отклонение от равновесия, то начинают действовать силы, направленные на достижение цены, которая способна удовлетворить и продавцов, и покупателей (рис. 7.5).
Когда величина предложения превышает величину спроса, у производителей образуются запасы продукции, что сигнализирует об избыточности предложения. Если нет надежды на расширение спроса в ближайшем будущем, производители вынужденно снижают цены настолько, чтобы реализовать весь объём выпущенной продукции.
Таким образом, на рынке устанавливается равновесие спроса и предложения, это устойчивое равновесие.
Рис. 7.5 Рыночное равновесие
На графике (рис. 7.5) точка E, где кривая спроса DD пересекает кривую предложения SS, соответствует состоянию рыночного равновесия. Равновесная цена PЕ устанавливается в результате конкуренции. Она отражает такое состояние на рынке, когда нет ни излишков, ни дефицита данного товара, а решения производителей и потребителей, соответственно, о продаже и покупке взаимоувязаны. Иначе, при цене PЕ спрос равен предложению и принимает значение QЕ.
В алгебраической форме условие равновесия записывается в виде системы уравнений:
где | PD – цена спроса; | QD – объём спроса. |
PS – цена предложения; | QS – объём предложения; | |
PE – цена равновесия; | QE – объём равновесия; |
Процесс установления равновесной цены и достижения рыночного равновесия требует времени. Это происходит, когда возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров уже исчерпаны.