double arrow

Система налоговых органов Российской Федерации

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (ст. 2 Положения о ФНС).

Основополагающие принципы организации налоговых органов - единство, независимость, централизация и иерархичность построения.

Принцип единства обусловлен принципом единства налоговой политики в государстве. Обеспечение единообразного применения налогового законодательства в РФ требует наличие единого контрольного органа в установленной сфере деятельности. Федеральная налоговая служба России и её территориальные органы осуществляют свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

Принцип независимости налоговых органов выражается, прежде всего, в независимости от местных органов власти. Федеральная налоговая служба России осуществляет свою деятельность в установленной сфере непосредственно и через свои территориальные органы. Местные органы власти и администрация не имеет права вмешиваться в деятельность налоговых органов, изменять или отменять их решения, а также давать им оперативные руководящие указания.

Назначение лиц, на руководящие должности территориальных органов ФНС, происходит, независимо от мнения органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Вместе с тем, свою деятельность налоговые органы осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.

Принцип централизации проявляется в том, что налоговые органы представляют единую централизованную систему налоговых органов, которую можно разделить на четыре уровня (звена):

- общефедеральный уровень (высшее звено) представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба России, которая возглавляет систему налоговых органов;

- межрегиональный уровень (второе звено) представляют межрегиональные инспекции ФНС России;

- региональный уровень (третье звено) - это управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

- местный уровень (четвертое звено) – территориальные инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции,

В соответствии с принципом иерархичности построения системы налоговых органов нижестоящие налоговые органы находятся в подчинении вышестоящего налогового органа и подконтрольны им. Вышестоящие налоговые органы имеют право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Решения нижестоящих налоговых органов могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящие налоговые органы.

Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Федеральная налоговая служба (ФНС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной и табачной продукции, а также функцииагента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России. В своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением «О Федеральной налоговой службе» утвержденным Правительством РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в ред. от 30. 07. 2014).

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель ФНС имеет 9 заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению Руководителя ФНС.

Структура ФНС России:

Центральный аппарат - руководитель ФНС, заместители руководителя и 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы, в том числе:

- управление администрирования налогов с доходов физических лиц;

- управление администрирования налога на прибыль;

- управление администрирования единого социального налога;

- управлении налогового контроля;

- управление администрирования косвенных налогов;

- управление контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности;

- управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц;

- управление налогового аудита;

- организационно-инспекторское управление;

- управление контроля налоговых органов и др.

Коллегия ФНС - совещательный орган ФНС, который рассматривает важнейшие вопросы деятельности налоговых органов. Решения Коллегии принимаются большинством голосов её членов и проводятся в жизнь приказами ФНС.

Персональный состав Коллегии и порядок участия членов Коллегии в её заседаниях определяется и утверждается отдельным приказом руководителя ФНС.

Центральная экспертная комиссия ФНС - постоянно действующий орган ФНС, осуществляющий организацию и проведение методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение управленческой и другой специальной документации Архивного фонда РФ, находящейся на ведомственном хранении в ФНС и налоговых органах РФ.

Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ФНС из наиболее квалифицированных сотрудников подразделений под председательством одного из заместителей Руководителя.

Подведомственные ФНС учреждения и организации, которые обеспечивают деятельность налоговых органов.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности ( ст. 5 Положения о ФНС):

1) осуществляет контроль и надзор за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

2) выдает в установленном порядке:

- свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;

- свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

3) осуществляет:

- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;

- федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

4) регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) ведет в установленном порядке:

- учет всех налогоплательщиков;

- Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

- Государственный реестр контрольно-кассовой техники;

6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

7) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

8) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

9) устанавливает (утверждает) формы различных налоговых документов:

- налогового уведомления;

- требования об уплате налога;

- заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;

- уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

- форму и требования к составлению акта налоговой проверки;

- акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст.120, 122, 123), и требования к его составлению;

- представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

- справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

- представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

- уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации;

- уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось, другие формы документов;

10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формам налоговых деклараций и иные документы и направляет их на утверждение в Министерство финансов РФ;

11) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;

Федеральная налоговая служба осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности налоговых органов России. Она издает приказы, инструкции, методические указания и другие нормативные документы, связанные с применением законодательных актов о налогах и других обязательных платежах.

К территориальным органам ФНС России относятся:

- межрегиональные инспекции ФНС России: межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу; межрегиональная инспекция ФНС по центральной отработке данных; межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

- управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

- инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления;

- межрайонные налоговые инспекции ФНС.

В основе построения системы налоговых органов находится федеративное устройство Российской Федерации, и её административно-территориальное деление. При образовании межрегиональных инспекций ФНС принимаются во внимание и определенные сферы деятельности, требующие специализации инспекций.

Межрегиональные инспекции ФНС - территориальные органы ФНС, которые входят в единую централизованную систему налоговых органов.

В настоящее время действуют:

- межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам (сокращенное наименование МИ ФНС России по______ округу);

- межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (сокращенное наименование МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №_____);

- межрегиональная инспекция ФНС по центральной обработке данных (сокращенное наименование МИ ФНС России по ЦОД).

Положения о межрегиональных инспекциях ФНС утверждены приказом Министра финансов РФ 9 августа 2005 г. № 101 н. (в ред. от 05.04.2012).

Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.

Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками

Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель Межрегиональной инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Руководителем ФНС России по представлению руководителя Межрегиональной инспекции. Межрегиональные инспекции осуществляют функции налоговых органов на определенной территории или в определенной сфере деятельности.

Межрегиональная инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управления ФНС по субъектам РФ ( сокращенное наименование УФНС России по ___________) являются территориальными органами ФНС и входят в единую централизованную систему налоговых органов.

УФНС по субъектам РФ находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению Руководителя ФНС России. Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС по представлению руководителя Управления.

УФНС по субъекту РФ осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдение валютного законодательства РФ в пределах полномочий налоговых органов.

УФНС по субъекту РФ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

УФНС по субъекту РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.

Полномочия Управления в установленной сфере деятельности определяются Положением «Об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации», утвержденным Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. № 101н. (в ред. от 05.04 2012).

Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня (ИФНС) - основное звено в системе налоговых органов. ИФНС находятся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольны ФНС и Управлению.

ИФНС - территориальный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ИФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Правовой статус ИФНС, их полномочия, организация деятельности определяются в Положении «Об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня», утвержденным приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101н (в ред. от 05. 04. 2012).

ИФНС по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей;

- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на подведомственной территории: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков, а также учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;

- осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;

- осуществляет проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности;

- взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;

- осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

ИФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления ФНС по представлению руководителя Инспекции. Другие работники инспекции назначаются на должности приказом руководителя инспекции.

Руководитель Инспекции:

- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание, утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;

- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;

- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;

- представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;

- привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

ИФНС является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.

Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: