Стратификационные группы (страты)

VI. Особое место в общественной системе занимают маргинальные группы и слои. Маргинальность определяют как промежуточное, переходное, структурно неопределенное состояние индивидов по отношению к фиксированным в социальной структуре общностям.

22. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Виды социологического исследования (по целям и задачам)
1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.
2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.
3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.
4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.
5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.
6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.
7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.
8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.
9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.
10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).
11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.
12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.
Этапы социологического исследования
1 этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).
2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.
3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка.
4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.
5 этап (5% времени) – отчет (оформление).
6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).

23. Программа социологического исследования и её структура

Программа исследования – изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социального исследования. Узловые элементы программы:

. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для исследователя она выступает как состояние "незнания" определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных.

Определение цели исследования. Социальные исследования обычно преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений.

Логический анализ основных понятий. Состоит из двух этапов:

а. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность.

б. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

"Интерпретация" основного понятия позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор первичной информации.

"Операционализация" – о чем следует собирать информацию. Нахождение "индикаторов" помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к ее сбору.

"Индикаторами" в социальном исследовании называют разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, т.е. – все факты, которые используются для социологического измерения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: