Присвоение ~ это конкретный общественный способ овладения вещью

Собственность и присвоение имеют два закона.

Первым является закон собственности и закон присвоения на продукт своего труда (труд — изначальный способ присвоения).

Второйв закон собственности на продукт чужого труда, ему соответствует закон присвоения на продукт чужого труда. Второй закон собственности и второй закон присвоения связаны с наемным трудом и присвоением результатов этого труда через обмен, т.е. через сферу обращения.

Отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, то они - ничьи, т. е. принадлежат всем. Такие ресурсы не являются объектом собственности.

Важным элементом отношений собственности являются отношения приобретения и прекращения права собственности.

Пути возникновения права собственности:

• изготовление новой вещи для себя (постройка дачного домика);

• получение дохода от использования имущества (частный извоз);

• получение имущества благодаря купле-продаже, дарению, обмену и т. п.;

• приобретение кооперативного имущества (квартира, гараж ит. п.) благодаря внесению полного паевого взноса.

Условия прекращения права собственности:

• отчуждение собственником своего имущества другим лицам;

• отказ собственника от нрава собственности;

• гибель или уничтожение имущества.

Право собственности может принадлежать одному лицу (собственнику) или группе лиц - общая (коллективная) собственность

Собственник может сам управлять своим имуществом или передавать его в доверительное управление, которое называется трастом. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительным управляющим может быть физическое пли юридическое лицо.

Формы собственности

Истории известны разные типы собственности, главными из которых являются:

общая - исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении его результатов;

частная собственность — это такая форма собственности, при которой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода, обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: а) трудовая и б) нетрудовая.

В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Государственная собственность — это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне края, области (коммунальная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная собственность).

Коллективная собственность — это такая система экономических отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства. Формами коллективной собственности в России в настоящее время; являются кооперативная, акционерная, общественных организаций и т. п.

Приватизация и разгосударствление.

Формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация — переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтики — Эстонии, Латвии, Литве.

Приватизация (лат. privatus — частный) — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:

1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2.Созданы две государственные структуры: первая — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая — фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики.

Разгосударствление — это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Итоги разгосударствления:

1) меняется структура собственно­сти в пользу частной и сокращения общественной;

2) меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.


18.3. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

В системе, существовавшей в Советском Союзе, существовал единственный — государственный — канал мобилизации ресурсов для финансирования социальной сферы, включающей такие важные отрасли, как образование, здравоохранение. Но социальная сфера в советский период рассматривается как «затратная», как сфера, связанная только с затратами. Для рыночной системы характерна многоканальная схема мобилизации средств для социальных нужд. При сохранении элементов социального обеспечения преобладающее значение имеют социальное страхование в сочетании с платностью со­циальных услуг.

Социальная политика в России в последние годы осуществлялась в условиях экономического кризиса. Обострение эконо­мической ситуации оказывало отрицательное воздействие и на положение дел в социальной сфере. В качестве международ­ного индикатора качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения. По этому показателю Россия в конце 1990-х гг. занимала 52-е место в мире.

Проводимый в 1990-е гг. курс реформ не сопровождался четко определенной социальной политикой. Государству не удавалось эффективно контролировать важнейшие социальные процессы. Так, в решении проблемы бедности приоритетное значение имеет минимальная заработная плата, которая в настоящее время выполняет функцию важнейшей социальной гарантии. В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда. Но во второй половине 1990-х гг. минимальная заработная плата составляла небольшую часть прожиточного минимума.

Правительством намечены масштабные реформы во многих отраслях социальной сферы — в системе пенсионного обеспечения, образовании, здравоохранении, коммунальном хозяйстве. Проведение реформ в социальной сфере должно стать одним из важнейших направлений дальнейшего рефор­мирования российской экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: