double arrow

Баланс и инвентаризация

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ

УРОК 3

Как вы знаете из предыдущего урока, все финансовые операции регистрируются в журналах. Эти записи можно сравнить с фильмом: все события образуют хронологическую последовательность финансовых операций. Иногда, однако, нужно получить "статическую фотографию" финансового состояния пред­приятия в определенный момент. Такой "фотографией" финансовой ситуации предприятия и является БАЛАНС, а выражение свести баланс фактически означает проанализировать ситуацию.

Каждое предприятие регулярно составляет баланс для оценки своей финансовой ситуации. На всех предприятиях это делается, как минимум, ежеквартально, на некоторых — ежемесячно.

По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли предприятие оправ­дать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредито­рами, покупателями, продавцами или его ожидают финансовые затруднения. Данные баланса широко используются налоговой инспекцией и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими поль­зователями.

"Баланс" — слово латинского происхождения, обозначающее весы с двумя чашами.

На одну чашу мы укладываем предметы, которые надо взвесить, на другую чашу — столько разновесов, чтобы их было достаточно для достижения равновесия. В этот момент известно, что вес интересующего нас груза равен сумме весов разнове­сов, установленных на про­тивоположной чаше.

В бухгалтерии речь идет о том же самом. Из баланса мы хотим узнать, как уравновешенно то, чем мы владеем, с нашими долгами.

Если сумма того, чем мы владеем, превышает наши долги, то мы говорим, что предприятие располагает собственными средствами.

Баланс является сопоставлением того, чем владеет предприятие, и того, что оно должно. Из этого можно сделать вывод о том, насколько велики собственные средства предприятия в определенный момент.

Прежде чем перейти к составлению баланса, надо записать все составляющие собственности и все долги. Эти действия называем инвентари­зацией.

Инвентаризация заключается в проверке фактического наличия материальных ценностей, сверке его с данными учета с целью контроля за сохранностью, выявления порчи, хищений, а также выявления ошибок в учете.

Инвентаризация — довольно сложная процедура. Все, чем мы владеем, надо подсчитать (взвесить) и записать в виде списка. Владелец небольшого магазина иногда уделяет этому целый день. Магазин в этот день закрыт, а на двери висит табличка:

ЗАКРЫТО НА ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ (ПЕРЕУЧЕТ)

Для каждого вида собственности создают отдельные списки.

Представим себе, что предприниматель Попов - владелец велосипедного магазина. На 1 января он должен составить список того, чем он владеет, и список того, что он должен (перечень инвентаризации).


Сейчас читают про: