Имущество. "Баланс" — слово латинского происхождения, обозначающее весы с двумя чашами

Баланс и инвентаризация

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

"Баланс" — слово латинского происхождения, обозначающее весы с двумя чашами.

На одну чашу мы укладываем предметы, которые надо взвесить, на другую чашу — столько разновесов, чтобы их было достаточно для достижения равновесия. В этот момент известно, что вес интересующего нас груза равен сумме весов разнове­сов, установленных на про­тивоположной чаше.

В бухгалтерии речь идет о том же самом. Из баланса мы хотим узнать, как уравновешенно то, чем мы владеем, с нашими долгами.

Если сумма того, чем мы владеем, превышает наши долги, то мы говорим, что предприятие располагает собственными средствами.

Баланс является сопоставлением того, чем владеет предприятие, и того, что оно должно. Из этого можно сделать вывод о том, насколько велики собственные средства предприятия в определенный момент.

Прежде чем перейти к составлению баланса, надо записать все составляющие собственности и все долги. Эти действия называем инвентари­зацией.

Инвентаризация заключается в проверке фактического наличия материальных ценностей, сверке его с данными учета с целью контроля за сохранностью, выявления порчи, хищений, а также выявления ошибок в учете.

Инвентаризация — довольно сложная процедура. Все, чем мы владеем, надо подсчитать (взвесить) и записать в виде списка. Владелец небольшого магазина иногда уделяет этому целый день. Магазин в этот день закрыт, а на двери висит табличка:

ЗАКРЫТО НА ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ (ПЕРЕУЧЕТ)

Для каждого вида собственности создают отдельные списки.

Представим себе, что предприниматель Попов - владелец велосипедного магазина. На 1 января он должен составить список того, чем он владеет, и список того, что он должен (перечень инвентаризации).

Предприниматель Попов начал инвентаризацию со списка того имущества, которое он использует для торговли. Оно делится на несколько групп.

Недвижимое и движимое имущество называют основными средствами (список №1, 2).

К недвижимому имуществу (подраздел "здания и сооружения") относятся:

• магазин и мастерская (если он является се владельцем).

К движимому имуществу (подраздел "машины и оборудование") относятся:

• транспортные средства;

• прилавок магазина;

• кассовый аппарат;

• выставочные стенды для велосипедов;

• офисное оборудование;

• автомат для приготовления кофе и т. п.

Таким образом, сюда относится все, что необходимо для торговли и сервисного обслуживания (включая, например, инструменты в мастерской). Записывается стоимость всех элементов имущества, затем эти величины суммируются. Нетрудно представить, что эта сумма каждый год уменьшается в связи с износом имущества, необходимого для оборудования магазина. Сумма может и расти, если хозяин каждый год докупает новое оборудование или обновляет его.

Теперь займемся товарно-материальными ценностями. В примере это будут товары — все типы велосипедов, колес, шин, насосов и т.п. Здесь перечисляем также все запасные части, которые находятся в мастерской. При этом все товары надо разделить па виды, должна быть указана их стоимость по закупочной цене и подсчитана общая сумма для каждого вида.

Сумма этих всех величин и будет равна общей стоимости товаров (список №3).

Для дополнения картины предприниматель Попов должен также сориенти­роваться в том, кто из покупателей (дебиторов) еще не рассчитался за полученные товары. Все несвоевременно оплаченные (просроченные) задолженности должны быть перечислены и просуммированы (список №4).

Необходимо также подсчитать наличные деньги в кассе и проверить сальдо банковского счета по банковской выписке. Эти две суммы вместе составляют денежные средства, которыми располагает владелец магазина (список №5).

Очередным этапом инвентаризации является создание сводки всех перечисленных списков, в которой под общим заглавием "Собственность" перечисляются все названные суммы с соответствующим описанием.

Задолженность (обязательства)

Особый список используется для описания наших задолженностей.

Предприниматель Попов начинает с записи ипотечного кредита (кредит под залог недвижимости), который он взял в банке тогда, когда приобретал магазин вместе с мастерской. С того времени достаточно большую часть кредита он уже выплатил. Состояние долга на данный момент вписывается в качестве первой позиции задолженностей.

В этот список впишем все счета за полученные, но неоплаченные товары, а также суммы, поступившие от покупателей и внесенные на денежные счета предпринимателя в качестве предоплаты за товар (список №6).

Упорядочим списки задолженностей и впишем под заголовком "Задолженность". Список инвентаризации магазина Попова представим следующим образом:

Инвентаризация на 1 января 2003 года (в рублях)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: