double arrow

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки


Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Права налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки

Процедуры, осуществляемые в ходе выездной налоговой проверки

Этапы и методы проведения выездной налоговой проверки

Понятие, цели, задачи и сроки проведения выездной налоговой проверки

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки

Тема 3. Выездная налоговая проверка

30 мая 2007 г. ФНС России Приказом N ММ-3-06/333@ утвердила:

- Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок;

- Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

В связи с этим каждый налогоплательщик имеет всю необходимую информацию для того, чтобы оценить вероятность визита налоговых инспекторов в свою организацию.




Налоговые органы при выборе кандидатов на выездную налоговую проверку анализируют:

- суммы исчисленных налоговых платежей и их динамику. Этот фактор позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

- суммы уплаченных налоговых платежей и их динамику, отслеживаемую по каждому виду налога (сбора) с целью контроля над полнотой и своевременностью их перечисления;

- показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. Эти данные позволяют определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) их несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

- факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы (разд. 3 Концепции).

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения:

- об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

- результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, свидетельствующие о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Другими словами, если налогоплательщик пытается как-то оптимизировать свои налоговые платежи, использует для этого налоговые схемы, вероятность того, что налоговая инспекция решит провести выездную налоговую проверку, достаточно велика.



Налогоплательщики могут и самостоятельно оценить вероятность прихода налоговых инспекторов. Для этого налоговая служба предлагает двенадцать критериев:

1) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

Налоговые органы рассчитали среднюю налоговую нагрузку как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Такой расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности содержится в Приложении N 3 к вышеназванному Приказу ФНС России;

2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Если организация осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет, она является потенциальным кандидатом для проверки;

3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Под значительными вычетами понимается доля вычетов по НДС, равная либо превышающая 89% суммы начисленного с налоговой базы налога за 12 месяцев;

4) темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).



Если у организации темп роста расходов над доходами, отраженными в налоговой отчетности, не соответствует темпу роста расходов над доходами по данным финансовой отчетности, она заинтересует проверяющих;

5) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

6) неоднократное (два и более раз в течение календарного года) приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

Приближение - это значение менее 5%, не достигающее предельного уровня величин показателей, установленных НК РФ и влияющих на исчисление налога.

Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70% (ст. 346.3 НК РФ).

Для "упрощенцев" важными являются следующие показатели:

- доля участия других организаций - не более 25%;

- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, - не более 100 человек;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, - не более 100 млн руб.;

- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода, - не более 60 млн руб.

Плательщикам ЕНВД необходимо обратить внимание на следующие показатели:

- площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли - не более 150 кв. м;

- площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, - не более 150 кв. м;

- количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, - не более 20 единиц;

- общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, - не более 500 кв. м;

7) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

10) неоднократное снятие с учета и постановка на учет налогоплательщика в налоговых органах в связи с изменением места его нахождения ("миграция" между налоговыми органами);

11) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности содержится в Приложении N 4 к рассматриваемому Приказу;

12) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Остановимся подробнее на последнем критерии данного списка.

Высокие налоговые риски часто направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Разъяснения о том, что является необоснованной налоговой выгодой, представил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53. Так, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, если для целей налогообложения операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловлены разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Не является обоснованной налоговая выгода, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа:

- о невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- об отсутствии необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- об учете для целей налогообложения только хозяйственных операций, непосредственно связанных с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

- о совершении операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

ФНС России по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, связанных с характером взаимоотношений с контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также местонахождении складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.). Негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах и т.д.) о других участниках рынка (в т.ч. производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), включая предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Дополнительно повышает налоговые риски наличие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- существование в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также существование обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности, рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения. Негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств, превышающие три года;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Отдельные налогоплательщики, пытаясь уменьшить свое налоговое бремя, придумывают для этого разнообразные способы. Многие из них хорошо известны налоговым органам и получили название налоговых схем. Так, способами ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском налоговые органы считают:

- использование фирм-"однодневок";

- применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества;

- реализацию недвижимого имущества с использованием страховых компаний;

- минимизацию акциза производителями алкогольной продукции;

- необоснованное применение льгот по НДС с использованием инвалидов.

Поэтому, если организация пытается уменьшить налоговые платежи одним из вышеперечисленных способов, повышенное внимание к ней со стороны налоговых органов обеспечено.







Сейчас читают про: