Классификация форм организации обучения
Формы организации обучения, их классификация
Формы получения образования, классно-урочная система обучения, формы организации обучения, формы организации деятельности учащихся на уроках
Модуль 12. Формы организации теоретического и производственного обучения
План изучения темы:
1. Формы получения образования, классно-урочная система обучения, формы организации обучения, формы организации деятельности учащихся на занятиях по теоретическому и производственному обучению.
2. Формы организации обучения, их классификация.
3. Урок теоретического обучения, его сущностная (внутренняя) методическая структура. Требования к современному уроку.
4. Типы уроков и виды занятий. Примерная (типовая) структура уроков теоретического обучения разных типов. Факторы, влияющие на выбор типа и структуры урока ТО
5. Недостатки традиционных уроков. Инновационные уроки.
6. Формы внеурочной учебной работы учащихся по дисциплинам профессионального цикла.
7. Занятие в рамках учебной практики (урок производственного обучения). Типы и схематические структуры уроков производственного обучения. Факторы выбора типа и структуры урока ПО (возможности фронтального и индивидуального обучения в мастерских; влияние особенности профессии на выбор организационных форм ПО)
8. Внеурочные формы приобретения трудовых умений и навыков в условиях НПО.
9. Формы проведения итоговой аттестации выпускников учебных заведений НПО.
10. Действия педагога ПО с уроком
Необходимо различать понятия: формы получения образования (очная, заочная, сменная: вечерняя, дистанционная), системы обучения, формы организации обучения в условиях различных систем и формы организации деятельности учащихся на уроке в условиях классно-урочной системы.
Формы получения образования: заочная форма, очная форма (дневная) форма обучения, вечерняя форма обучения. Заочное обучение предусматривает самостоятельное прохождение учащимися основной доли содержания учебных дисциплин и очную сдачу экзаменов. Применяется для лиц, сочетающих учебу и профессиональную деятельность. Вечернее обучение предусматривает проведение занятий с учебной группой в удобное для учащихся нерабочее время, в вечерние часы, применяется также для лиц, сочетающих учебу и профессиональную деятельность.
Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные коллективы (классы, группы) в соответствии с учебными планами и программами. Признаки данной системы: постоянный состав учащихся группы, твердое расписание, закрепление дежурства за кабинетами, переход в кабинеты в соответствии с расписанием уроков по дисциплинам. Система ориентирована на среднего ученика и предусматривает необходимость осуществления оптимизации обучения и характерна для школьного образования, учреждений НПО и СПО. Анализ этих и других определений позволяет выделить следующие основные признаки формы организации обучения:
· пространственно-временная определенность, режим занятий (по расписанию), определенное место проведения занятия (кабинеты, мастерские, лаборатории), постоянный состав учащихся по журналу учета посещаемости и успеваемости группы - (журналу группы);
· последовательность этапов работы или осуществление занятия в соответствии с определенной его структурой;
· осуществление самостоятельной работы учащимися;
· осуществление определенной дидактической цели занятий.
Лекционно-семинарская система обучения - характерна для системы высшего образования.
После классификации
Форма организации обучения (или организационной формой обучения) - внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Формы организации обучения - исторически сложившаяся устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима поведения.
Дата начала учебного года (1.09), продолжительность каникул (10 недель в НПО), продолжительность урока (40 – 45 минут), объем недельной учебной нагрузки на учащихся в часах (36ч.), объем дневной нагрузки (6 часов), проведение ЛПР по подгруппам, проведение учебных занятий по этапам, обязательное наличие большой перемены, опережающих характер ТО в расписании по сравнению с практическим, закрепление кабинета за дисциплиной, постоянный состав учащихся в группе, закрепление за группой куратора (классного руководителя).
Определенный порядок
Определенный режим
Задание по ходу лекции: что относится к режиму, а что к порядку?
Основной формой организации обучения при классно-урочной системе обучения выступает урок (тип урока, вид занятия как форма проведения урока).
Урок - основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности учащихся, контроль результатов обучения.
Формы организации деятельности учащихся на уроках - индивидуальная работа учащихся, парная работа, работа по группам (групповая), фронтальная работа всей ученической группой (всем классом). Формы организации деятельности учащихся на уроках - это способы организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного типа урока и вида занятия.
Основаниями для классификации форм организации обучения выступают: способ построения учебного процесса, место проведения занятий, ведущий метод преподавания, дидактическая задача, характер предметного содержания, место урока в системе работы над темой по программе, структура (построение) учебного занятия, способ взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой.
| Основания для классификации форм | Характеристика форм (типов, видов) |
| Способ построения учебного процесса (пути реализации) | Традиционный способ построения учебного процесса: сообщение знаний педагогом в готовом виде, закрепление знаний, воспроизведение знаний и умений учащимися в ходе репродуктивной деятельности (по образцу) пассивное усвоение (урок типовой структуры) Развивающий способ построения учебного процесса: создание педагогом проблемной ситуации и ее разрешение учащимися в ходе продуктивной мыслительной деятельности. Овладение приемами мыслительной деятельности, самостоятельное решение задач (инновационные уроки) Комбинированный способ построения учебного процесса: бинарное взаимодействие 2-х педагогов: объединение усилий преподавателя теоретической дисциплины и мастера производственного обучения; наличие двойной цели: усвоение знаний и применение их на практике; взаимосвязь практической и теоретической частей урока; гибкая структура урока (бинарные, совмещенные, интегрированные уроки) |
| Место проведения занятия | -урочные формы (урок, консультация, ЛПР) - внеурочные (экскурсия, кружок, олимпиада), тьюторство (учебное опекунство. научное руководство), менторство (система советников. учебное наставничество над одаренными), -домашние формы (самообучение). репетиторство (домашнее учительство), самообучение (экстернат) |
| Ведущий метод обучения, применяемый на занятии | урок-лекция, урок-беседа, урок-игра, урок-исследование, курсовое проектирование |
| Дидактическая задача | урок изучения нового материала урок закрепления знаний Урок расширения и углубления знаний урок обобщения и систематизации знаний урок применения знаний урок формирования умений урок проверки и оценки ЗУН урок комбинированный (решается ряд дидактических задач) |
| Характер предметного содержания | Урок изучения теории Урок изучения фактических материалов Урок изучения технической документации урок изучения трудовой операции |
| Место урока в системе работы над изучением темы | Вводное занятие, тематическое занятие, заключительное занятие |
| Структура учебного занятия | Традиционные уроки различных типов, проводимые по типовой структуре Инновационные уроки, имеющие гибкую нестандартную структуру |
| Способ взаимодействия педагога с учащимися в процессе обучения | Индивидуальное обучение проводится в форме репетиторства (домашнее учительство), тьюторства (учебное опекунство, научное руководство), менторства - система советников, учебное наставничество над одаренными), гувернерства (домашнее воспитание при индивидуально-коллективные формы обучения: уроки-погружения, предметные недели, недели науки, олимпиады, конкурсы, уроки-исследования; Групповые формы обучения: (группы по интересам, группы по уровню подготовки, группы по целевому назначению Коллективное обучение - собственно уроки, уроки- лекции, комбинированные уроки, уроки-семинары, деловые игры |
Задание. Идентифицируйте следующие формы организации обучения:
· проблемная лекция
· ЛПР
· Индивидуальная консультация
· Совмещенный урок ТО и ПРО (бинарный)
Урок - основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. Каждый урок имеет внешнюю структуру (этапы) и внутреннюю сущностную методическую структуру.
В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности учащихся, контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса можно положить в основу классификации уроков (рис. 6).