Урок, как основная форма организации обучения (организационная форма теоретического и производственного обучения), понятие урока, его методической структуры

Классификация форм организации обучения

Формы организации обучения, их классификация

Формы получения образования, классно-урочная система обучения, формы организации обучения, формы организации деятельности учащихся на уроках

Модуль 12. Формы организации теоретического и производственного обучения

План изучения темы:

1. Формы получения образования, классно-урочная система обучения, формы организации обучения, формы организации деятельности учащихся на занятиях по теоретическому и производственному обучению.

2. Формы организации обучения, их классификация.

3. Урок теоретического обучения, его сущностная (внутренняя) методическая структура. Требования к современному уроку.

4. Типы уроков и виды занятий. Примерная (типовая) структура уроков теоретического обучения разных типов. Факторы, влияющие на выбор типа и структуры урока ТО

5. Недостатки традиционных уроков. Инновационные уроки.

6. Формы внеурочной учебной работы учащихся по дисциплинам профессионального цикла.

7. Занятие в рамках учебной практики (урок производственного обучения). Типы и схематические структуры уроков производственного обучения. Факторы выбора типа и структуры урока ПО (возможности фронтального и индивидуального обучения в мастерских; влияние особенности профессии на выбор организационных форм ПО)

8. Внеурочные формы приобретения трудовых умений и навыков в условиях НПО.

9. Формы проведения итоговой аттестации выпускников учебных заведений НПО.

10. Действия педагога ПО с уроком

Необходимо различать понятия: формы получения образования (очная, заочная, сменная: вечерняя, дистанционная), системы обучения, формы организации обучения в условиях различных систем и формы организации деятельности учащихся на уроке в условиях классно-урочной системы.

Формы получения образования: заочная форма, очная форма (дневная) форма обучения, вечерняя форма обучения. Заочное обучение предусматривает самостоятельное прохождение учащимися основной доли содержания учебных дисциплин и очную сдачу экзаменов. Применяется для лиц, сочетающих учебу и профессиональную деятельность. Вечернее обучение предусматривает проведение занятий с учебной группой в удобное для учащихся нерабочее время, в вечерние часы, применяется также для лиц, сочетающих учебу и профессиональную деятельность.

Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные коллективы (классы, группы) в соответствии с учебными планами и программами. Признаки данной системы: постоянный состав учащихся группы, твердое расписание, закрепление дежурства за кабинетами, переход в кабинеты в соответствии с расписанием уроков по дисциплинам. Система ориентирована на среднего ученика и предусматривает необходимость осуществления оптимизации обучения и характерна для школьного образования, учреждений НПО и СПО. Анализ этих и других определений позволяет выделить следующие основные признаки формы организации обучения:

· пространственно-временная определенность, режим занятий (по расписанию), определенное место проведения занятия (кабинеты, мастерские, лаборатории), постоянный состав учащихся по журналу учета посещаемости и успеваемости группы - (журналу группы);

· последовательность этапов работы или осуществление занятия в соответствии с определенной его структурой;

· осуществление самостоятельной работы учащимися;

· осуществление определенной дидактической цели занятий.

Лекционно-семинарская система обучения - характерна для системы высшего образования.

После классификации

Форма организации обучения (или организационной формой обучения) - внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Формы организации обучения - исторически сложившаяся устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима поведения.

Дата начала учебного года (1.09), продолжительность каникул (10 недель в НПО), продолжительность урока (40 – 45 минут), объем недельной учебной нагрузки на учащихся в часах (36ч.), объем дневной нагрузки (6 часов), проведение ЛПР по подгруппам, проведение учебных занятий по этапам, обязательное наличие большой перемены, опережающих характер ТО в расписании по сравнению с практическим, закрепление кабинета за дисциплиной, постоянный состав учащихся в группе, закрепление за группой куратора (классного руководителя).

Определенный порядок

Определенный режим

Задание по ходу лекции: что относится к режиму, а что к порядку?

Основной формой организации обучения при классно-урочной системе обучения выступает урок (тип урока, вид занятия как форма проведения урока).

Урок - основная организационная форма логически законченного, це­лостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, ме­тоды, формы организации деятельности учащихся, контроль результатов обучения.

Формы организации деятельности учащихся на уроках - индивидуальная работа учащихся, парная работа, работа по группам (групповая), фронтальная работа всей ученической группой (всем классом). Формы организации деятельности учащихся на уроках - это способы организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного типа урока и вида занятия.

Основаниями для классификации форм организации обучения выступают: способ построения учебного процесса, место проведения занятий, ведущий метод преподавания, дидактическая задача, характер предметного содержания, место урока в системе работы над темой по программе, структура (построение) учебного занятия, способ взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой.

Основания для классификации форм Характеристика форм (типов, видов)
Способ построения учебного процесса (пути реализации)   Традиционный способ построения учебного процесса: сообщение знаний педагогом в готовом виде, закрепление знаний, воспроизведение знаний и умений учащимися в ходе репродуктивной деятельности (по образцу) пассивное усвоение (урок типовой структуры) Развивающий способ построения учебного процесса: создание педагогом проблемной ситуации и ее разрешение учащимися в ходе продуктивной мыслительной деятельности. Овладение приемами мыслительной деятельности, самостоятельное решение задач (инновационные уроки) Комбинированный способ построения учебного процесса: бинарное взаимодействие 2-х педагогов: объединение усилий преподавателя теоретической дисциплины и мастера производственного обучения; наличие двойной цели: усвоение знаний и применение их на практике; взаимосвязь практической и теоретической частей урока; гибкая структура урока (бинарные, совмещенные, интегрированные уроки)
Место проведения занятия -урочные формы (урок, консультация, ЛПР) - внеурочные (экскурсия, кружок, олимпиада), тьюторство (учебное опекунство. научное руководство), менторство (система советников. учебное наставничество над одаренными), -домашние формы (самообучение). репетиторство (домашнее учительство), самообучение (экстернат)
Ведущий метод обучения, применяемый на занятии урок-лекция, урок-беседа, урок-игра, урок-исследование, курсовое проектирование
Дидактическая задача урок изучения нового материала урок закрепления знаний Урок расширения и углубления знаний урок обобщения и систематизации знаний урок применения знаний урок формирования умений урок проверки и оценки ЗУН урок комбинированный (решается ряд дидактических задач)
Характер предметного содержания Урок изучения теории Урок изучения фактических материалов Урок изучения технической документации урок изучения трудовой операции
Место урока в системе работы над изучением темы Вводное занятие, тематическое занятие, заключительное занятие
Структура учебного занятия Традиционные уроки различных типов, проводимые по типовой структуре Инновационные уроки, имеющие гибкую нестандартную структуру
Способ взаимодействия педагога с учащимися в процессе обучения Индивидуальное обучение проводится в форме репетиторства (домашнее учительство), тьюторства (учебное опекунство, научное руководство), менторства - система советников, учебное наставничество над одаренными), гувернерства (домашнее воспитание при индивидуально-коллективные формы обучения: уроки-погружения, предметные недели, недели науки, олимпиады, конкурсы, уроки-исследования; Групповые формы обучения: (группы по интересам, группы по уровню подготовки, группы по целевому назначению Коллективное обучение - собственно уроки, уроки- лекции, комбинированные уроки, уроки-семинары, деловые игры

Задание. Идентифицируйте следующие формы организации обучения:

· проблемная лекция

· ЛПР

· Индивидуальная консультация

· Совмещенный урок ТО и ПРО (бинарный)

· Комбинированный урок

Урок - основная организационная форма логически законченного, це­лостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. Каждый урок имеет внешнюю структуру (этапы) и внутреннюю сущностную методическую структуру.

В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, ме­тоды, формы организации деятельности учащихся, контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса можно положить в основу классификации уроков (рис. 6).





Подборка статей по вашей теме: