Типология государств

Классовая теория возникновения государства.

Ирригационная теории возникновения государства.

Ирригационная теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация). Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. В подтверждение данной теории свидетельствует тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы).

Авторами классовой теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

· произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

· возник прибавочный продукт;

· в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

· появились частная собственность и публичная власть;

· для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится:

· революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

· организационные изменения: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

· распад колоний: после Второй мировой войны возникло 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения и развития: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

· возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

· экономическая основа - общественная и государственная собственность;

· политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

· чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

· государство возникло до появления классов.

· насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

· основой государства является частная собственность;

· классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

· определение политическое господство через богатство;

· административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

· государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

· Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

· Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

· Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о причинах возникновения государства как социального института:

· необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства новыми процессами;

· необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей;

· необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;
необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;
необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1. государство - это организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху определенной цивилизации. Социальное предназначение государства – создать условия при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Можно выделить два подхода к сущности государства:

· классовый - государство является организацией политической власти экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

· общесоциальный - государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.

Наряду с данными подходами можно выделить религиозный и национальный и иные подходы к познанию сущности государства.

Сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

Государство — это явление мно­гогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Классификация государств возможна по самым различным основаниям:

· по форме, т.е. по способам организации власти;

· по видам государственного режима, т.е. по методам осуществления государственной власти);

· по способу возникновения, т.е. по способу создания, соединения, разделения одного государства на несколько новых);

· по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

· по уровню развития права (правовые, полуправовые);

· по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

Типология государств - это их классификация. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

Формационная типология

Эта типология традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит.

Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

Исторические типы государства,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: