Контроль правильности заключения договоров и страховых выплат

Контроль правильности заключения договоров страхования
Важное место при проведении аудита страховых организаций занимает проверка содержания и оформления договоров страхования. В этом случае определяется соответствие заключенных договоров требованиям Гражданского кодекса РФ, законодательству и залицензированным правилам страхования.
Прежде всего, следует обратить внимание на соответствие названий договоров страхования их видам, перечисленным в приложении к лицензии. Если название договора не совпадает ни с одним из видов страхования, это может свидетельствовать о том, что страховая компания заключает договоры на незалицензированных условиях, т.е. нарушает страховое законодательство.
Далее необходимо сопоставить условия страхования, оговоренные в конкретном договоре, с правилами страхования, получившими одобрение органа страхового надзора. Так, случается, что страховщик, не имея, например, лицензии на страхование жизни, включает в договор страхования от несчастных случаев риск дожития застрахованного до окончания срока страхования, что не свойственно обязательствам страховщика по этому договору. Наличие существенных расхождений между договором и правилами свидетельствует о нарушении страховщиком действующего законодательства и является основанием для принятия к нему санкций со стороны контролирующей организации. Более того, договор страхования, заключенный вне пределов залицензированных правил и тарифов, может быть признан судом недействительным.
При ознакомлении с договорами страхования имущества следует обратить внимание на наличие страхового интереса при заключении каждого из них. Отсутствие такого интереса делает договор недействительным. Важно помнить, что договор страхования может быть заключен в пользу лица, имеющего интерес в сохранении имущества. Такой интерес имеется только у того, кто несет риск утраты или повреждения застрахованного имущества (обычно это собственник, если иное не установлено законом или договором). Следует отметить, что заинтересованное в сохранении имущества лицо не обязательно должно быть страхователем, важнее другое, — чтобы именно в пользу этого лица был заключен договор страхования, т.е. только оно может быть названо в качестве выгодоприобретателя.
Важно изучить полноту составления договора страхования, возможность использования отдельных пунктов правил страхования при разрешении возникающих споров. Страховщики часто записывают в договоре, что он заключен на основании таких-то правил, но последние не прикладываются к нему. В этом случае возникает ситуация, когда правила страхования становятся обязательными для страховщика, но не обязательными для страхователя, поскольку он должным образом с ними не ознакомлен. Чтобы избежать подобной ошибки при ссылке на правила страхования следует прикладывать их к договору, а в последнем зафиксировать необходимость вручения правил страхователю, его ознакомления с ними, а также выполнения этих правил.
В своей практике страховые организации обычно используют заранее подготовленные типовые договоры, в которых оставляется свободное место для конкретизации некоторых условий. Последние часто являются существенными условиями договора, по которым стороны должны достигнуть соглашения с тем, чтобы договор считался заключенным. Однако проверки показывают, что в ряде случаев эти свободные места так и остаются незаполненными, из чего трудно понять волеизъявление сторон. Эта небрежность может стать причиной признания договора незаключенным, так как в этом случае не достигнуто соглашение по существенному условию договора.
Обычно основанием для заключения договора страхования является письменное заявление будущего страхователя. Поэтому следующий шаг — проверка наличия заявления или другого документа, выражающего волеизъявление страхователя заключить договор страхования. Например, при страховании имущества в заявлении страхователь указывает виды имущества, его стоимость, на основании которых страховая организация делает расчет страховых взносов, необходимых для уплаты по договору. Если условия страхования предусматривают заключение договора с описью имущества, то к заявлению страхователь обязан приложить опись, которая является неотъемлемой частью договора.
В любом случае предмет страхования и характер страхового случая должны быть описаны в договоре с полной определенностью с тем, чтобы исключить различные толкования. Если в договоре встречается формулировка “застрахованы автомобили Жигули — 2 шт.”, а их у страхователя всего пять, то не ясно, какие именно две автомашины застрахованы. Такая неопределенность предмета страхования может привести к возникновению споров между сторонами при обращении страхователя за страховой выплатой.

При проверке правильности определения величины страховой суммы следует иметь в виду, что последняя не может превышать действительной стоимости имущества на момент заключения договора страхования (страховой стоимости).
Поскольку договор страхования может быть заключен не только по полной действительной стоимости, но и в определенной ее доле, необходимо проверить правильность установления размера страховой суммы. Для этого стоимость имущества каждого вида умножается на указанный в заявлении процент от стоимости, в соответствии с которым страхователь пожелал застраховать свои материальные ценности.
Контроль за правильностью исчисления страховых взносов осуществляется путем умножения страховой суммы на величину тарифной ставки. При этом важно обратить внимание на правомерность использования данного тарифа, учитывая вид застрахованного имущества, вид деятельности страхователя и ряд других факторов, по которым проводится дифференциации страховых тарифов.
После определения величины страховых взносов страхователю предоставляется срок, в течение которого он должен их уплатить. Оплата может производиться единовременно или в рассрочку. В ходе проверки следует обратить внимание на размер внесенных взносов и срок уплаты, на их соответствие условиям страхования или соглашению сторон. Обычно днем уплаты взносов при безналичных расчетах считается день списания банком суммы взносов со счета страхователя, что можно установить по банковским документам. Вместе с тем, таким днем по условиям страхования может считаться и день поступления взносов на счет страховщика в банке.
Если страхователем является гражданин и страховая компания принимает от него взносы наличными деньгами, необходимо проверить правильность оформления расчетов. Законодательством установлено, что страховщики могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых аппаратов, но с обязательной выдачей квитанций, приравненных к бланкам строгой отчетности. Минфин России утвердил специальную форму А-7 “Квитанция на получение страхового взноса” для расчетов с гражданами при внесении ими страховых взносов наличными деньгами. Эта форма является документом строгой отчетности. Поэтому все экземпляры должны учитываться у страховщика и выдаваться под отчет материально ответственным лицам, в том числе агентам. Но на практике некоторые страховщики считают, что, выдавая гражданину квитанцию к приходному кассовому ордеру, они могут не использовать форму А-7. Однако ни сам приходный кассовый ордер, ни квитанция к нему не являются документами строгой отчетности, и в этом случае на страховую организацию может быть наложен штраф как за работу без контрольно-кассового аппарата.
Когда страховые взносы внесены в оговоренные сроки, договор страхования вступает в силу, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). В процессе контроля следует обратить внимание на своевременность его вручения. Для этого установленный правилами страхования срок выдачи страхового свидетельства сопоставляется с датой выписки страхового полиса и с датой начала действия договора. Например, если свидетельство выписано 16 сентября и в нем срок начала действия договора указан с 6 сентября, а условиями страхования предусмотрена выдача страхового полиса в течение 5 дней после вступления договора в силу, то имеет место нарушение установленного срока оформления страхового полиса.
В самом полисе важно проверить правильность установления срока начала действия договора. Обычно договор вступает в силу со следующего дня после уплаты оговоренной суммы страховых взносов. При возобновлении договора страхования на новый срок страховые взносы должны быть уплачены до истечения срока действующего договора, на что также необходимо обратить внимание.
Есть особенности и при проверке оформления договоров личного страхования. Одним из существенных условий такого договора является условие о застрахованном лице. Достижение соглашения по этому вопросу очень важно, так как на отечественном страховом рынке получило развитие страхование работников за счет средств организаций, где страхователем является предприятие, а застрахованными — рабочие и служащие этого предприятия. Как правило, в договоре есть упоминание о согласованном сторонами списке застрахованных, но часто сам список к договору не приложен. Поскольку наличие такого списка является существенным условием, его отсутствие дает основание считать договор незаключенным. В таком случае полученные страховщиком средства могут включаться в оборот по налогу на добавленную стоимость (НДС), сформированные резервы считаться неправомерными, а произведенные выплаты не признаваться страховыми и увеличивать налогооблагаемую прибыль.
Очень важно проверить — в чью пользу заключен договор личного страхования (кто является выгодоприобретателем). Если этим лицом не является застрахованный, то договор может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным. Поэтому в ходе аудита следует проверить наличие согласия застрахованного лица, если выгодоприобретателем названо другое лицо.
Много ошибок допускается при заключении договоров добровольного медицинского страхования, что обусловлено спецификой отношений, регулируемых названными договорами, и наличием специального Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Здесь прежде всего проверяется наличие у страховщика договора с медицинским учреждением на оказание услуг, так как при его отсутствии страховая организация не имеет право заключать договоры страхования. При этом следует помнить, что для участия в медицинском страховании поликлиника, больница или иное учреждение должны иметь соответствующую лицензию. Поэтому договоры страхования, заключенные страховщиком при отсутствии у него договора с медучреждением или лицензии у последнего, не соответствуют требованиям закона и могут быть признаны недействительными.
Часто страховые компании заключают договоры добровольного медицинского страхования, которые значительно отличаются от типового, предусмотренного законом о медицинском страхования. Страховщики забывают, что закон устанавливает типовой договор не только по обязательному, но и по добровольному медицинскому страхованию и отклонение от него ставит под угрозу действительность заключенных договоров. В частности, распространенным нарушением является установление в договоре страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется осуществлять страховые выплаты, тогда как в типовом договоре такое условие отсутствует.
Другое распространенное нарушение при добровольном медицинском страховании — продажа населению так называемых монополисов. При обращении граждан за платными медицинскими услугами лечебное учреждение совместно со страховой компанией часто оплату этих услуг оформляют посредством выписки страхового полиса. Наличие последнего как бы свидетельствует о заключении договора страхования между страхователем и страховщиком. Однако оформленный в лечебном учреждении полис на самом деле противоречит действующему страховому законодательству.
Закон устанавливает, что объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. В свою очередь, под страховым риском понимается предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Однако эти признаки страхового риска полностью отсутствуют, когда полис выдается при обращении посетителя в медицинское учреждение за конкретной услугой (в этом случае событие, на случай наступления которого могло бы проводиться страхование, уже совершилось). Правила добровольного медицинского страхования предусматривают, что обращение застрахованного в лечебное учреждение за получением медицинской помощи является страховым случаем, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Поэтому выдача страхового полиса при обращении гражданина в медучреждение является ни чем иным, как заключением договора страхования после страхового случая. Это является недопустимым, так как противоречит основополагающим принципам страхования. При установлении факта выдачи монополисов к страховой компании могут быть применены соответствующие санкции со стороны органа страхового надзора.

Проверка обоснованности страховых выплат
Аудит обоснованности страховых выплат имеет целью подтвердить правомерность осуществленных выплат и, следовательно, достоверность финансовых результатов. Рассмотрим порядок проведения проверки на примере страхования имущества.
Прежде всего контролируется своевременность подачи страхователем заявления о страховом случае. Условия страхования обязывают страхователя заявить о гибели или повреждении имущества обычно в течение одного-трех дней. Если этот срок был нарушен, выясняют причины. Дату подачи заявления можно проверить по журналу учета убытков, который ведется в страховой компании.

После получения заявления страхователя, в котором указывается когда, где, при каких обстоятельствах и какое имущество погибло или было повреждено, проводится проверка соответствия приведенных сведений условиям договора страхования. Эта проверка имеет целью установить, является ли происшедшее событие страховым случаем, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату. В частности, необходимо определить, было ли застраховано имущество на момент возникновения события, т.е. состоял ли договор страхования в силе. На это следует обратить особое внимание, поскольку договор мог еще не вступить в силу (ненаступление оговоренной даты, с которой он начинает действовать, неуплата страховых взносов) или был уже прекращен (истечение срока действия, невнесение страхователем очередных взносов в установленные сроки при уплате их в рассрочку и т.д.).
Далее необходимо проверить, было ли наступившее событие (например, уничтожение имущества в результате наводнения) включено в перечень подлежащих страхованию. Факт и причину возникновения события, причинившего ущерб, должны подтверждать необходимые документы от соответствующих организаций (гидрометеослужбы, пожарной охраны, милиции). Если наступившее событие не было предусмотрено договором страхования, то оно не является страховым случаем и страховщик отказывает в возмещении возникшего ущерба.
Аналогично поступает страховая компания, если погибшее или поврежденное имущество, указанное страхователем в заявлении о страховом случае, не было застраховано (при страховании части имущества были застрахованы совсем другие объекты: например, повреждены незастрахованные машины и оборудование, а страховалось лишь здание), поскольку это также не считается страховым случаем.
Очень важно также сопоставить место гибели или повреждения имущества с его местонахождением, указанным страхователем при заключении договора страхования. Обычно страховая компания берет обязанность по выплате независимо от местонахождения имущества, но применительно к отдельным его видам (имуществу, полученному страхователем по договору найма; принятому от других организаций, населения; домашнему имуществу и др.) страховым случаем признается гибель или повреждение имущества лишь в тех местах, которые указаны в заявлении о страховании и страховом свидетельстве (полисе).
Если страховщик признает наступившее событие страховым случаем, то на основании заявления страхователя составляется акт о гибели (повреждении) застрахованного имущества. Последний не составляется, если при проверке заявления будет установлено, что гибель (повреждение) имущества произошла не в результате страхового случая, а также когда из-за несвоевременности сообщения не представляется возможным установить факт и причину гибели (повреждения) имущества, а также размер ущерба. В этом случае страховщиком и страхователем оформляется документ произвольной формы, в котором указываются только причины несоставления вышеназванного акта. Поэтому при наличии заявления о страховом случае и отсутствии акта о гибели (повреждении) застрахованного имущества необходимо выяснить причины несоставления такого акта.
Правила страхования обычно предусматривают, что страховая компания обязана приступить к составлению акта не позднее 3-х дней и закончить эту работу в течение 5-10 дней со дня получения заявления от страхователя. Своевременность составления акта о гибели (повреждении) имущества также становится объектом контроля.
Особенно тщательно проверяются разделы акта, в которых приведены сведения об уничтоженном (поврежденном) имуществе и его остатках, а также расчеты по определению суммы ущерба. К акту должны быть приложены документы, на основании которых производился расчет ущерба. Определение последнего по отдельным видам имущества имеет свои особенности. Например, при гибели основных средств размер ущерба исчисляется путем исключения из действительной стоимости имущества стоимости имеющихся остатков, а при повреждении объекта — путем исключения из стоимости восстановления (ремонта) стоимости остатков.
Для исчисления ущерба по товарно-материальным ценностям (продукции, сырью, материалам, товарам и т.д.) необходимо знать стоимость ценностей до и после страхового случая. Разница этих стоимостей обычно и составляет сумму ущерба. Наличие ценностей на день пожара, их стоимость устанавливаются по учетным данным страхователя.
После проверки достоверности расчета ущерба следует проконтролировать правильность определения размера страхового возмещения. Обычно страховое возмещение за погибшее (поврежденное) имущество исчисляется в таком проценте от суммы ущерба, в каком имущество было застраховано, но не выше страховой суммы, указанной в договоре страхования. Однако до исчисления страхового возмещения необходимо проверить правильность определения стоимости имущества, показанной страхователем в заявлении о страховании. Если проверкой будет установлено, что стоимость имущества в заявлении была показана ниже фактической суммы, то процент, в котором было застраховано имущество, соответственно уменьшается. Поэтому сумма страхового возмещения определяется путем умножения общей суммы ущерба на процент, в котором оказалось застраховано это имущество после произведенной проверки, и делением полученного результата на 100.
Необходимо также обратить внимание на своевременность выплаты страхового возмещения. Договор страхования может предусматривать, что за задержку выплаты страховщик обязан уплатить страхователю штраф в оговоренном размере от суммы подлежащего выплате страхового возмещения за каждый день просрочки. Если такой факт имел место, то сумма страхового возмещения увеличивается на размер штрафа и это должно быть отражено в документах на выплату. Следует проверить правильность оформления актов, расчетов и других документов, на основании которых произведена выплата страхового возмещения. Если в них сделаны исправления, то последние должны быть оговорены, заверены лицами, составлявшими эти документы, и скреплены печатью страховщика.
Проверке подлежит и адресность страховой выплаты. Обоснованной может считаться выплата, которая произведена лицу, имеющему право на ее получение в соответствии с условием страхования: страхователю или ином улицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю). Выплата страхового возмещения каким-либо другим лицам (строительным или ремонтным организациям, предприятиям автосервиса и т.д.) возможна только при наличии письменного распоряжения страхователя (выгодоприобретателя).
Как известно, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Поэтому, если в документах компетентных органов указано виновное лицо, то у страховщика есть возможность обратиться с требованием к этому лицу, а аудитор в данном случае контролирует работу по предъявлению претензий.
Правила страхования предусматривают случаи отказа в выплате страхового возмещения (например, если факт кражи со взломом не подтвержден органами милиции). В процессе контроля следует проверить наличие письменного решения страховщика об отказе в страховой выплате с мотивацией причин отказа, внимательно рассмотреть все случаи отказа и удостовериться, что эти решения приняты на основании положений, содержащихся в правилах страхования.
То же самое можно сказать и о снижении суммы страхового возмещения. В договоре страхования может быть предусмотрено, что при гибели (повреждении) имущества от пожаров, взрывов, аварий и других страховых событий, происшедших вследствие невыполнения руководителем предприятия предписаний органов государственного надзора (пожарного, технического и др.), а также нарушения технологии производства работ и несоблюдения правил хранения, сумма страхового возмещения снижается на оговоренную величину. Если имел место факт снижения величины возмещения, то в документах на выплату должно быть соответствующее заключение компетентных органов об имевших место нарушениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: