Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Управление структурой капитала

Производственный леверидж - потенциальная возможность влиять на валовой доход путём изменения структуры себестоимости и объёма выпуска.

Финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трёх показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оценка уровня левериджа выполняется с помощью специального метода, известного в финансовом анализе как метода «мёртвой точки».

Метод «мёртвой точки»

Метод «мёртвой точки» (или критического объёма продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объёма выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной деятельностью понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При неблагоприятных условиях весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически.

Построение графической зависимости затруднено, так как требует тщательного разделения издержек по видам.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

, (5.7)

где S – реализация в стоимостном выражении;

VC – переменные производственные расходы

FC – условно-постоянные производственные расходы;

GI – валовой доход.

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, исходя из этого: .

Критическим считается объём реализации, при котором валовой доход равен нулю, поэтому:

.

Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, обозначив его Sm, получим:

(5.8)

Формулу (5.8) можно представить в более наглядном виде путём перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введём следующие дополнительные обозначения:

Q объём реализации в натуральном выражении;

P – цена единицы продукции;

V - переменные производственные расходы на единицу продукции;

QC – критический объём продаж в натуральных единицах.

При этом формула (5.8) будет иметь вид:

, (5.9)

Знаменатель дроби в формуле (5.9) называется идеальным маржинальным доходом (C=P-V). Экономический смысл критической точки предельно прост, он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

Формула (5.9) может быть легко трансформирована в формулу для определения объёма реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI):

, (5.10).

Пример.

Имеются следующие исходные данные:

условно-постоянные расходы – 30 тыс. руб.;

цена единицы продукции – 60 руб.;

переменные расходы на единицу продукции – 45 руб.

Требуется:

а) определить критический объём продаж;

б) рассчитать объём продаж, обеспечивающий валовой доход в размере

15 тыс. руб.

По формуле (5.9)

По формуле (5.10)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: