Лекция 5 структура сервисной деятельности

ЛЕКЦИЯ 3 Классификация услуг

Классификационный признак Вид услуг
Источник услуги (характер производителя) Услуга, предоставляемая персоналом: – неквалифицированная услуга; – квалифицированная услуга; – профессиональная услуга. Услуга, предоставляемая оборудованием: – автоматизированная услуга; – механизированная услуга.
  Содержание объектов воздействия Услуга, направленная на человека. Услуга, направленная на предмет: – услуга, создающая новые потребительные стоимости; – услуга, восстанавливающая потребительные стоимости.
Степень участия потребителя Услуга, требующая присутствия потребителя. Услуга, не требующая присутствия потребителя. Услуга, требующая частичного присутствия потребителя.
Степень участия производителя Самообслуживание. Фирменное обслуживание.
Мотивы потребителя Персональная (личная) услуга. Деловая услуга.
Мотивы (цели) производителя Платная (коммерческая) услуга. Бесплатная (благотворительная) услуга.
Степень использования материальных ресурсов Материальные услуги. Нематериальные услуги.
Эффекты от оказания услуги Услуга с постоянными непостоянным эффектом. Услуга с обратимым и необратимым эффектом. Услуга с осязаемым и неосязаемым эффектом.
Социальный статус клиентуры Элитные услуги. Эксклюзивные услуги. Услуги высокого статуса. Массовые услуги.
Функциональная направленность (ориентированность) сектора Услуга, ориентированная на производство. Услуга, ориентированная на общество. Услуга, ориентированная на домашнее хозяйство. Услуга личного характера.
Характер связей с физическим продуктом Чистая услуга. Основная услуга. Гибрид. Сопутствующая услуга
Тип связи между производственной и сервисной сферами Услуга, индуцированная спросом на физический продукт. Интеграция услуги и физического продукта. Услуга, индуцирующая спрос на физический продукт.
Частота возникновения удовлетворяемых потребностей Разовая услуга. Эпизодическая услуга. Периодическая услуга. Постоянное обслуживание.
Комплексность предоставляемых услуг Полный комплекс услуг. Отдельные виды услуг.
Позиция теории общественного и частного блага Общественные услуги в чистом виде. Частные услуги в чистом виде. Услуги смешанного характера.
Характер потребителя Индивидуальная услуга. Коллективная услуга. Массовая услуга.

Наиболее полно и содержательно классификация услуг представлена в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) ОК 002–93, сгруппированному по целевому и функциональному назначению.

ЛЕКЦИЯ 4 Факторы ускорения роста услуг

Ускоренное развитие услуг обусловлено влиянием множества факторов макросреды, которое может быть структурировано в соответствии с общепринятой группировкой. Эти факторы изменяются во времени; их действие на предприятия сервисного сектора различно в различных странах мира; они образуют сочетания, не только стимулирующие, но и не благоприятствующие развитию тех или иных отраслей сферы услуг, они оказывают на сервисный сектор одновременное, но и различное по силе, влияние.

Ускорители роста сферы услуг Факторы воздействия ускорителей на экономику и общество
НТП Рост объемов основных фондов и повышение технической оснащенности основных секторов национального хозяйства и быта. Повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности на основе роста общественной производительности труда. Отставание роста производительности труда в сфере услуг по сравнению с промышленным производством. Развитие новых информационных технологий.
Экономические ускорители Социально- демографи- ческие Трансформация представлений потребителей о товарах (услуги в потреблении становятся все более похожими на физический продукт и наоборот). Рост общественного разделения труда приводит к увеличению объема свободного времени и свободно располагаемого дохода у работающего населения и к расширению свободы выбора досуговой деятельности. Повышение уровня специализации промышленного производства. Рост масштабов и сложности производства, усиление диверсификации деятельности предприятий, углубление сегментации рынков, развитие новых форм конкуренции. Усложнение тенденций развития общества: -индивидуализация личности; -социальная интеграция людей. Процесс старения нации. Социально-экономическая эмансипация женщин. Усложнение семейных отношений.
Политико- правовые Либерализация государственного регулирующего воздействия на экономику в целом и сферу услуг в частности Заключение Генерального соглашения по торговле услугами.
Культурные и ценостные ускорители Культурные различия между странами порождают проблемы в сфере услуг.
Природная среда Ограниченность и дефицитность сырьевых ресурсов.

Структурные элементы сервисной деятельности. Мотивация сервисной деятельности. Субъекты сервисной деятельности.

В общем смысле, деятельность – это активное поведение человека, направленное на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Сервисная деятельность, являясь элементом трудовой деятельности, состоит из тех же структурных элементов, что и любая деятельность.

В структуре деятельности принято выделять следующие элементы: субъект, объект, мотив, цель, средства и результат.

Основными побудительными мотивами любой деятельности, в том числе сервисной, являются:

§ потребности;

§ влечения;

§ социальные установки;

§ убеждения;

§ интересы и т.д..

Всякая человеческая деятельность полимотивирована, то есть побуждается несколькими различными мотивами. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. К основным мотивам трудовой деятельности, как правило, относятся: мотивы содержательности труда; мотивы общественной полезности труда; статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; мотивы получения материальных благ и мотивы, ориентированные на определенную интенсивность.

Субъектами сервисной деятельности в целом являются: изготовители (продавцы, исполнители); потребители; поставщики и партнеры по совместной деятельности; посреднические организации; государство, как потребитель и регулятор предпринимательской деятельности в целом; все заинтересованные стороны (например, инвесторы и спонсоры, общественные организации и т.д.).

В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо исполь­зующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, несвязанных с извлечением прибыли.

В свою очередь, изготовителем (продавцом, исполнителем) являются организации независимо от форм собственности, а также ин­дивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары или реализуют их потребителям по договорам куп­ли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги. Исполнителем выступает организация, которая выполняет работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора.

Исходя из вышеприведенных определений ясно видно, что основными исполнителями услуг являются индивидуальные предприниматели и производственные организации (как хозяйствующие субъекты) независимо от форм собственности.

Огромное многообразие и разнохарактерность организаций создают существенные трудности для их классификации. По формальным признакам все организации можно разделить на формальные и неформальные.

В соответствии с принадлежностью к основным структурным элементам общества можно выделить совокупность государственных организаций и совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества.

Организации, составляющие структуру гражданского общества, в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-99 являются хозяйствующими субъектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: