Анализ динамики выполнения плана

Анализ производства и реализации продукции.

Лекция №1.

Раздел: Комплексный экономический анализ деятельности предприятия.

  1. Анализ динамики выполнения плана.
  2. Анализ ассортимента и структуры продукции.
  3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
  4. Анализ ритмичности работы предприятия.
  5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции.

Рост производства продукции в стоимостном выражении – один из обобщающих показателей экономической эффективности производства. Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. Каждому предприятию, перед тем как начать планировать объем производства, формировать свою мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где и когда и по каким ценам оно будет продавать. Предприятие должно производить только те товары и в том объеме, которые оно может реализовать. Для этого проводится анализ маркетинговой деятельности.

В условиях ограниченных возможностей и неограниченного спроса на 1 месте стоит объем производства. По мере насыщения рынка и усилении конкуренции не производство, а возможный объем продаж – основа производственной программы.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтом анализ данных показателей имеет важное значение.

Основные задачи анализа:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление резервов увеличения выпуска продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в:

натуральных (шт., м, тонны) используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции;

условно-натуральных показателях – используются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.;

трудовых показателях используются в случае многономенклатурного производства когда сложно использовать натуральные или условно-натуральные измерители;

стоимостных показателях.

Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении используют показатели валовой и товарной, чистой и условно-чистой продукции.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая НЗП. Выражается в сопоставимых ценах.

Товарная – без НЗП.

Показатель условно-чистой продукции определяется вычитанием из стоимости товарной продукции величины материальных затрат, включая амортизацию.

Показатель чистой продукции (вновь созданная стоимость) определяется вычитанием из стоимости товарной продукции величины материальных затрат и амортизации, или это величина затрат предприятия на оплату труда работников (включая ЕСН) и прибыль.

Анализ производства и реализации начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции путем расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

При этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимают цены базисного периода, для этого объем производства в текущих ценах делится на произведение индексов цен за n- предыдущих лет. ,

i0=1, n – года рассматриваемого периода;

Вi – объем производства в ценах базисного года;

Вi1- объем производства в ценах текущего года;

Ii – индекс цены i-го года.

Базисные индексы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда: ;

цепные индексы роста к предыдущему году: .

Темп роста определяется умножением индекса роста на 100%.

Среднегодовой темп роста ( прироста) определяется по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

.

(здесь Т –это цепные индексы). Или

Далее проводится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции при этом анализируются абсолютные и относительные показатели:

1.определяются абсолютные отклонения показателей факта от плана:

2. темп прироста (% перевыполнения плана)

Помимо этого можно провести оперативный анализ производства и отгрузки продукции, на основе плановых и фактических сведений о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Недовыполнение плана влечет за собой недополучение выручки, прибыли, предприятие может потерять рынки сбыта.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: