Анализ ассортимента и структуры продукции

Анализ производства и реализации продукции включает в себя анализ ассортимента и структуры продукции. При формировании ассортимента предприятие должно учитывать как спрос на данную продукцию, так и наиболее эффективное использование ресурсов предприятия.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей предприятия;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по изменению ассортимента;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту проводится с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Причины недовыполнение плана могут быть различными: конъюнктура рынка, спрос, плохое техническое состояние оборудование, простои, аварии и т.д.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение его по другим приводит к изменению структуры продукции. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость продукции; прибыль; рентабельности.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, позволяющий абстрагируясь от всех остальных факторов, что позволяет выделить только фактор структуры продукции (), или способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных показателей объемов выпуска умножаем на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении.

Возможно, использовать также способ абсолютных разниц. Сначала определяется изменение средней цены за счет структуры:

Затем полученный результат умножаем на общий фактический объем производства в условно-натуральном выражении, определяем изменение объема в стоимостном выражении.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородна). Для этого:

1. определяется средневзвешенная цена при фактической и плановой структуре продукции;

2. разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Аналогичным образом определяется влияние структуры на сумму выручки от продаж.

Для формирования ассортиментной политики важным в современных условиях представляется изучение динамики каждого вида продукции на рынке сбыта за последние 3-5 лет. Для этого по каждому виду продукции анализируются следующие показатели:

объем реализации; цена единицы продукции; себестоимость единицы продукции; прибыль; рентабельность.

По результатам анализа выделяют 4 категории товаров с использованием матрицы Бостонской консультационной группы, разработанной в 60-х годах, что позволяет выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование новых товаров, на поддержку высокорентабельных товаров.

При этом учитывается такие стадии жизненного цикла, на котором находится каждый товар на отдельных сегментах рынка.

Матрица Бостонской консультативной группы.

Звезда Вопросительный знак (трудные дети) Дойные коровы Собаки (мертвый груз, неудачники)
Высокий

звезда

 
 


Темп роста

рынка

 
 


Низкий

Высокая Доля рынка Низкая

Звезды - приносят основную прибыль;

Дойные коровы – переживают период зрелости, незначительно способствуют экономическому росту, не требуют дополнительных инвестициях.

Трудные дети – новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, в будущем могут стать звездами.

Собаки – нежизненноспособны, не приносят прибыли.

Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предупредить спад спроса на изделие путем его совершенствование или замены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: