Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Важнейшим показателем деятельности предприятия является качество продукции. Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, дизайнерские свойства изделия, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающими показателями, характеризующими качество всей продукции являются:

Ø удельный вес новой продукции в общем выпуске;

Ø удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске;

Ø средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

Ø удельный вес сертифицированной продукции;

Ø удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Ø удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции, характеризующие одно из свойств (для текстиля):

- износостойкость;

- технологичность;

- эстетичность изделий и т.д.

Косвенные показатели: штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес этой продукции, потери от брака и т.д.

Анализ качества продукции проводится в несколько этапов:

1. Изучение динамики перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения.

При оценке выполнения плана фактический уровень показателя сравнивают с плановым, а для оценки динамики качества – с показателями прошлых лет.

Средний коэффициент сортности можно рассчитать двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта:

Выполнение плана по качеству определяется отношением

К сорт ф/ К сорт пл

2. Определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции () и прибыль (П):

∆ВП=(Ц10)*VВП1

∆В=(Ц10)*VРП1

П=[(Ц10)*VРП1]-[(С10)* VРП1]

где Ц1 и Ц0- цены изделия до и после изменения качества;

С1и С0 – с/с до и после изменения качества;

VВП1- количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

При производстве продукции по сортам и его изменении, вначале определяют средневзвешенную цену и средневзвешенную себестоимость единицы продукции и их изменение:

; ;

а затем по приведенному алгоритму определяют влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц:

изменение удельного веса по каждому сорту умножается на цену соответствующего сорта, результат складывают и умножают на общий фактический выпуск.

где - изменение удельного веса по каждому сорту;

Цi- цена соответствующего сорта.

VВП общ.ф. – общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении.

Изменение суммы выручки определяется:

где - общий фактический объем реализации данного вида продукции в натуральном выражении.

Изменение сортового состава на сумму прибыли:

Расчеты делаются по сортовой продукции и результаты обобщаются.

В нынешних условиях товары имеют такую характеристику как конкурентоспособность.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка.

Чтобы товар удовлетворял потребности покупателей, он должен соответствовать определенным параметрам:

техническим, эргонометрическим (соответствие товара свойствам человеческого организма), эстетическим, нормативным, экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание).

Анализ конкурентоспособности продукции позволяет сопоставить параметры анализируемого изделия и товара – конкурента.

Для этого рассчитываются ряд показателей.

Единичный показатель (q) отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента, принимаемого за 100%.

где Р - параметр исследуемого изделия;

Р100 – уровень параметра изделия конкурента (принятого за образец).

Групповой показатель(G) – объединяет единичные показатели (q i) (технических, экономических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ).

(общий объем камеры, срок службы/ цена, расход энергии – что касается холодильника)

Если J <1, то анализируемый продукт уступает образцу;

Если J>1, то он превосходит образец, по своим параметрам.

Помимо этого, положение товара определяется долей рынка, контролируемой данным предприятием. Если показатель, определяемый как отношения доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента больше 1, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствовние процесса товародвижения, организации торговли (фирменные магазины), сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: