Кинематические и силовые соотношения в передаче

В соответствии с обозначением рисунка:

;;

;

;

;

где V2 – линейная скорость точки, движущейся поступательно вдоль оси винта;

ω­ - угловая скорость вращения винта;

V 1 – окружная скорость точки винта, лежащей на окружности среднего диаметра d2;

i – передаточное отношение;

γ - угол подъема винтовой линии (меньше 20..25°).

Относительно большое передаточное отношение i этих передач обеспечивает получение малых линейных перемещений при больших угловых. Из-за погрешностей изготовления винта и гайки передаточное отношение непостоянно.

Во время работы происходит скольжение боковых поверхностей винта и гайки. Скорость скольжения – по касательной к винтовой линии в среднем диаметре резьбы определяется из параллелограмма скоростей:

;

V­ ск < V ­1

Большая скорость относительного скольжения в винтовой передаче приводит к повышенному износу винта и гайки, малому КПД, увеличивает возможность заедания, поэтому для изготовления винта и гайки используют сочетание антифрикционных материалов.

Винт: Ст 45,50; Ст 65Г, 40Х; Ст 40ХФА

Гайка: БрОФ 10-1; БрОЦС 6-6-3.

Силовые соотношения и определение КПД в передаче «винт-гайка».

Силовые соотношения и значения КПД в передаче определяют по аналогии с червячной передачей.

При ведущем винте:

F­ = F ­ tg(γ+ρ);

Mn= F ­­­a ­d ­­2­­ tg(γ+ρ);

;

.

F – окружное усилие, приложенное по касательной к окружности среднего диаметра резьбы (при ведущем винте – движущее усилие, при ведущей гайке – усилие полезного сопротивления);

a­ - осевая нагрузка на гайку (при ведущем винте – усилие полезного сопротивления, при ведущей гайке – движущее усилие);

n - момент на вращающемся звене передачи (при ведущем винте – движущий, при ведущей гайке – момент полезного сопротивления);

- КПД;

ρ - приведенный угол трения;

ƒ - коэффициент трения скольжения между материалами винта и гайки;

α - угол профиля резьбы.

1. Прямоугольная резьба α = 0°; ƒ­’ прям = ƒ; ρ­’ прям­ = ρ;

2. Трапецеидальная резьба α = 30°; ƒ­’ трап = 1.04ƒ; ρ­’ трап­ > ρ­ пря м ;

3. Метрическая резьба α = 60°; ƒ­’ мет =1.15ƒ; ρ­’ мет­ ­ трап > ρ’ прям;

η = η­ max- прямоугольная резьба (силовые механизмы)

η = η­­ min- метрическая резьба (кинематические механизмы)

Равенство η = η­ maxсправедливо при выполнении условия

.

При ведущей гайке выражение для η имеет смысл при γ ≥ ρ’; если γ < ρ’, то проявляется свойство самоторможения. Условие самоторможения быстрее наступает в метрической резьбе.

Зазоры по сопрягаемым поверхностям винта и гайки приводят к появлению мертвого хода ∆γ:

,,

где ∆S­oc­ - осевая составляющая бокового зазора, ∆S­n - нормальная составляющая бокового зазора.

Для уменьшения мертвого хода точные винтовые передачи снабжают устройствами, производящими выборку бокового зазора радиального и осевого смещения витков гайки относительно винта.

При одинаковом значении нормальной составляющей бокового зазора радиальные составляющие бокового зазора равны:

- для метрической резьбы:

;

- для трапецеидальной резьбы:

;

Осевые составляющие бокового зазора равны, соответственно:

Радиальный способ выборки зазора нужно применять для метрических резьб, а осевой способ – для трапецеидальных. В прямоугольных резьбах зазор имеет только осевую составляющую (только осевой метод).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: