В соответствии с обозначением рисунка:
;;
;
;
;
где V2 – линейная скорость точки, движущейся поступательно вдоль оси винта;
ω1 - угловая скорость вращения винта;
V 1 – окружная скорость точки винта, лежащей на окружности среднего диаметра d2;
i – передаточное отношение;
γ - угол подъема винтовой линии (меньше 20..25°).
Относительно большое передаточное отношение i этих передач обеспечивает получение малых линейных перемещений при больших угловых. Из-за погрешностей изготовления винта и гайки передаточное отношение непостоянно.
Во время работы происходит скольжение боковых поверхностей винта и гайки. Скорость скольжения – по касательной к винтовой линии в среднем диаметре резьбы определяется из параллелограмма скоростей:
;
V ск < V 1
Большая скорость относительного скольжения в винтовой передаче приводит к повышенному износу винта и гайки, малому КПД, увеличивает возможность заедания, поэтому для изготовления винта и гайки используют сочетание антифрикционных материалов.
Винт: Ст 45,50; Ст 65Г, 40Х; Ст 40ХФА
Гайка: БрОФ 10-1; БрОЦС 6-6-3.
Силовые соотношения и определение КПД в передаче «винт-гайка».
Силовые соотношения и значения КПД в передаче определяют по аналогии с червячной передачей.
При ведущем винте:
F = F a tg(γ+ρ’);
Mn= F a d 2 tg(γ+ρ’);
;
.
F – окружное усилие, приложенное по касательной к окружности среднего диаметра резьбы (при ведущем винте – движущее усилие, при ведущей гайке – усилие полезного сопротивления);
Fa - осевая нагрузка на гайку (при ведущем винте – усилие полезного сопротивления, при ведущей гайке – движущее усилие);
Mn - момент на вращающемся звене передачи (при ведущем винте – движущий, при ведущей гайке – момент полезного сопротивления);
- КПД;
ρ ’ - приведенный угол трения;
ƒ - коэффициент трения скольжения между материалами винта и гайки;
α - угол профиля резьбы.
1. Прямоугольная резьба α = 0°; ƒ’ прям = ƒ; ρ’ прям = ρ;
2. Трапецеидальная резьба α = 30°; ƒ’ трап = 1.04ƒ; ρ’ трап > ρ пря м ;
3. Метрическая резьба α = 60°; ƒ’ мет =1.15ƒ; ρ’ мет >ρ’ трап > ρ’ прям;
η = η max- прямоугольная резьба (силовые механизмы)
η = η min- метрическая резьба (кинематические механизмы)
Равенство η = η maxсправедливо при выполнении условия
.
При ведущей гайке выражение для η имеет смысл при γ ≥ ρ’; если γ < ρ’, то проявляется свойство самоторможения. Условие самоторможения быстрее наступает в метрической резьбе.
Зазоры по сопрягаемым поверхностям винта и гайки приводят к появлению мертвого хода ∆γ:
,,
где ∆Soc - осевая составляющая бокового зазора, ∆Sn - нормальная составляющая бокового зазора.
Для уменьшения мертвого хода точные винтовые передачи снабжают устройствами, производящими выборку бокового зазора радиального и осевого смещения витков гайки относительно винта.
При одинаковом значении нормальной составляющей бокового зазора радиальные составляющие бокового зазора равны:
- для метрической резьбы:
;
- для трапецеидальной резьбы:
;
Осевые составляющие бокового зазора равны, соответственно:
Радиальный способ выборки зазора нужно применять для метрических резьб, а осевой способ – для трапецеидальных. В прямоугольных резьбах зазор имеет только осевую составляющую (только осевой метод).