Подсистемы развития и обеспечения функционирования

Подсистемы

Функциональные

Обеспечивающие подсистемы:

• информационное обеспечение;

• техническое обеспечение;

• программное обеспечение;

• лингвистическое обеспечение;

• математическое обеспечение;

• методическое обеспечение;

• правовое обеспечение;

• эргономическое обеспечение

Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на пред-

приятии. В автоматизированную информационную систему управления промышленным предприятием входят следующие

подсистемы: управление технической подготовкой производства, основным производством, вспомогательным производст-

вом, материально-техническим снабжением, технико-экономическим планированием производства, бухгалтерским учетом,

сбытом, кадрами, качеством выпускаемой продукции и услуг, финансами.

Функциональные подсистемы АИС обеспечивают реше-

ние экономических задач путем целенаправленного преобразо-

вания информации, включающего как формализованные проце-

дуры, так и актуализацию информации, не поддающуюся фор-

мализации.

Рациональная организация обработки экономической информации может быть осуществлена в условиях определенной

технологии, которая существенно зависит от используемых на отдельных этапах технических средств, во многом опреде-

ляющих способы и методы преобразования информации.

В рамках разработки функциональных подсистем АИС необходимо определить компонентный состав и алгоритмиче-

ские взаимосвязи между технологическими операциями обработки экономической информации, обеспечивающие автомати-

зированную реализацию технологического процесса.

Обеспечивающие подсистемы определяют информационные, математические, лингвистические, программные, техни-

ческие, методические и организационные средства для решения задач, связанных с обработкой экономической информации,

и объединяют по этим средствам функциональные подсистемы в единую систему.

Обеспечивающие подсистемы определяют состав ресур-

сов, необходимых для функционирования автоматизированной

информационной системы.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению,

формам организации информации, циркулирующей в АИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных

данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организо-

ванные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обес-

печивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка,

построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствами вычислительной техники. С

помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение

включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИС (документов, показателей,

реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИС; языковые средства инфор-

мационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИС; диалоговые языки специального на-

значения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования авто-

матизированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регист-

рации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИС.

Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и

руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИС и обеспечи-

вающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и

специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспече-

ния и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИС.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и

предназначенные для организации вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информа-

ции. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычисли-

тельных работ, осуществить контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу про-

граммистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при соз-

дании АИС конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих орга-

низацию данных и их обработку при решении функциональных задач.

Математическое обеспечение (МО) это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки ин-

формации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИС.

Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых

задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокрите-

риальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и

т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИС содержит описание задач, задания по алгоритмизации,

экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специали-

сты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, про-

ектировщики АИС.

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персо-

нала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаи-

модействие работников управленческих служб и персонала АИС с техническими средствами и между собой. Организацион-

ное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и

эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на про-

ектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе

автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения

при создании и внедрении АИС. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с

договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных от-

клонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различны-

ми видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкрет-

ных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельно-

сти, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее

регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной

техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и

функционирования АИС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятель-

ности человека в АИС, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИС входят комплекс различ-

ной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям дея-

тельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эрго-

номической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических

средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование

системы отбора и подготовки персонала АИС; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность дея-

тельности человека в АИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: