double arrow
Автоматизированная информационная система

Рис. 7. Структура автоматизированной информационной системы

Рис. 4. Основные задачи ERP-систем

Рис. 2. Структура информационной системы организации

Следовательно, информационная система образована двумя большими частями: информационной инфраструктурой и ин-

формационными сервисами. Информационные сервисы – это то, ради чего создаются информационные системы. Это могут

быть интернет-сервисы, сервисы приложений, управления, принятия решений и т.д. Однако без информационной инфра-

структуры невозможно себе представить ни одного сервиса. Информационная инфраструктура есть функциональная, даже

материальная основа, та среда, в которой функционируют информационные сервисы. Поэтому качество сервисов напрямую

зависит от качества информационной инфраструктуры и от качества управления информационной инфраструктурой.

Информационная инфраструктура – это совокупность

технических средств, линий связи, процедур, нормативных до-

кументов и т.п., обеспечивающая основу для функционирова-

ния информационных сервисов.

Информационную инфраструктуру можно представить как пирамиду, в основании которой лежат технические и сис-

темные программные средства. К ним можно отнести вычислительные платформы, серверы, персональные компьютеры,

сети передачи данных, линии связи – все то, что обеспечивает надлежащее функционирование следующих уровней.

Вторым уровнем в этой пирамиде идут различные приложения. Для своего функционирования они используют ресурсы




из первого слоя и обеспечивают работу сервисов конкретных приложений, таких, как прикладное программное обеспечение,

электронная почта, системы гарантированной доставки, базы данных, интернет-сервисы и т.д.

И, наконец, на самом верхнем уровне функционируют приложения, обеспечивающие прохождение бизнес-процессов. Для

своего функционирования они используют оба нижележащих слоя и направлены на решение бизнес-задач, таких, как управление

производством, взаимодействие с заказчиками и поставщиками, финансовые системы и системы принятия решений.

Информационная инфраструктура представляет собой модель, с помощью которой была реализована та или иная ин-

формационная система: какие аппаратные и программные средства были выбраны для ее построения, по какой схеме дви-

жутся потоки данных, в каких узлах происходит их обработка и т.п.



Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и

выполняет технологические функции в рамках реализации информационных процессов. Она складывается, формируется и

функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкрет-

ном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Цель функционирования самой информационной системы – производство нужной для организации информации, созда-

ние информационной и технической сред для осуществления управления информацией. Эта общая

1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Информационные системы создаются в организациях для обслуживания информационных потребностей разных уров-

ней управления. Традиционно выделяют четыре уровня управления и соответствующие им информационные системы (рис.

3):

• на стратегическом уровне управления используются системы поддержки принятия решений (СППР) высшего звена

управления;

• на тактическом уровне управления находят применение автоматизированные системы управления (АСУ) и системы

поддержки принятия решений тактического уровня;

• на уровне знаний используются профессиональные и офисные системы;

• на операционном уровне управления применяются системы обработки транзакций.

функциональных областей (производство, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, управление персоналом).

Применение информационных систем можно рассматривать с двух позиций: характера деятельности, которую они под-

держивают (проблемная область), и функциональной области, где они используются (предметная область).

В табл. 2 обобщены характеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.

ставляют собой компьютеризированные системы, которые выполняют и регистрируют рутинные регулярные транзакции.

Таковыми являются выплата заработной платы, отгрузка продукции, формирование заказов, обработка заявок. На операци-

онном уровне цели и ресурсы четко установлены и структурированы. Необходимо только определить, соответствует ли

транзакция определенному набору критериев, чтобы система ее выполнила.

Профессиональные и офисные системы обслуживают информационные потребности специалистов в различных областях

знаний и потребности обслуживающего персонала, который производит обработку данных.

Работники знаний – это специалисты, которые создают информацию и знания в процессе своей деятельности, интегри-

руют их в бизнес или трансформируют в бизнес-решения. К таким специалистам можно отнести финансовых и маркетинго-

вых аналитиков, плановиков производства, инженеров высшей квалификации, юристов. Они ответственны за нахождение

или развитие новых знаний и решений для организации и интеграции их с существующими знаниями. Они также осуществ-

ляют советы и консультации руководству организации. Наконец, они действуют как проводники внедрения новых процедур,

технологий или процессов.

Экспертные системы, системы автоматизированного проектирования (САПР) для научных и конструкторских подраз-

делений предприятий обеспечивают содействие созданию новых знаний и способствуют интеграции этих знаний и опыта

практической деятельности предприятия. Современные графические системы создают зрительные образы объектов и позво-

ляют пользователю ощущать, что он как бы находится в реальной ситуации. Такое погружение в мир, созданный компьюте-

ром, позволяет ему имитировать влияние своих действий на эти объекты.

Офисные системы используются для повышения эффективности работы с данными, они обеспечивают связи с потреби-

телями, поставщиками и внешними организациями.

Автоматизированные системы управления обслуживают несколько уровней управления, обеспечивая информацией о

текущей деятельности предприятия, а также отчетами о его деятельности в прошлом. АСУ поддерживают функции планиро-

вания, контроля и принятия решений.

В АСУ обобщаются данные, поступающие из транзакционных систем, обрабатываются и сводятся в отчеты, которые

готовятся на регулярной основе. АСУ обычно отвечают на фиксированные, заранее известные вопросы. Эти системы не яв-

ляются гибкими и обладают ограниченными аналитическими возможностями.

Системы поддержки принятия решений тактического уровня обслуживают управленческий уровень в организации.

Они помогают аналитически обосновывать варианты решений, которые не очень хорошо структурированы, носят ситуаци-

онный характер и их нелегко предусмотреть заранее. Такие системы должны быть готовы реагировать на меняющиеся усло-

вия окружающей среды. Хотя в них используется информация из офисных, профессиональных и транзакционных систем и

АСУ, они получают информацию и из внешних источников (текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т.п.).

СППР обладают большими аналитическими возможностями по сравнению с системами других уровней. В их основе

лежат математические модели анализа данных. СППР интерактивны, и лицо, принимающее решение, может менять условия

задач и включать в них новые данные, используя дружественный пользовательский интерфейс.

Системы поддержки принятия решений высшего руководства обслуживают стратегический уровень организации. Они

предназначены для работы с неструктурированными решениями и предполагают использование данных о внешней среде

(новые налоговые законы, информацию о конкурентах), в них поступают сведения из различных информационных систем

предприятия. Системы поддержки решений высшего руководства обладают развитыми телекоммуникациями и графически-

ми средствами.

1.3. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Различные информационные системы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы – основной ис-

точник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решений руководства – потребители данных из систем

нижнего уровня.

Понятие интеграции – одно из ключевых в обсуждении крупных информационных систем, работающих в современных

организациях.

Интеграция предполагает комплексное использование од-

нократно вводимых в систему данных для решения произволь-

ного числа взаимосвязанных задач, устранения неконтролируе-

мого дублирования потоков информации, операций по ее пре-

образованию.

Интеграция информационных систем предполагает формирование единых требований к формам и методам хранения,

передачи и представления информации, т.е. должен быть разработан единый стандарт информационных процессов. Это не-

обходимо для того, чтобы экономические данные однозначно интерпретировались в любой части информационной системы.

Существующие сегодня на рынке технические и программные средства позволяют решить задачу интеграции отдель-

ных информационных систем, обеспечивающих беспрепятственное прохождение информационных потоков между различ-

ными подразделениями организации. Однако интеграция требует времени и затрат. Поэтому каждое предприятие должно

сопоставить свои потребности в интеграции с возможными затратами на построение подобных систем.

По степени интеграции информационные системы можно разделить на несколько классов:

крупные интегрированные системы реализуют комплексное управление производственно-хозяйственной и финан-

совой деятельностью организации, обеспечивают информационную и технологическую взаимосвязь между подсистемами;

средние интегрированные системы охватывают большую часть задач управления производственно-хозяйственной и

финансовой деятельностьями организации, обеспечивают информационную и технологическую взаимосвязи между подсис-

темами;

малые интегрированные системы реализуют управление отдельными областями производственно-хозяйственной и

финансовой деятельностьями организации;

локальные системы – информационные системы по отдельным направлениям деятельности.

Примером крупной интегрированной информационной системы автоматизации процессов управления предприятием

могут служить ERP-системы (enterprise resources planning – комплексное планирования ресурсов предприятия).

Основным назначением ERP-систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным

направлениям деятельности предприятия, и поэтому ERP-системы в общих чертах можно рассматривать как интегрирован-

ную совокупность следующих основных подсистем:

• управление финансами;

• управление материальными потоками;

• управление производством;

• управление проектами;

• управление сервисным обслуживанием;

• управление качеством;

• управление персоналом.

Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть

оформлены в виде отдельных подсистем. Например, подсистема управления материальными потоками, как правило, вклю-

чает в себя функционально законченный блок «Управление транспортом» для составления графиков и транспортных схем

доставки, планирования и управления транспортом. В то же время подсистемы управления материальными потоками, произ-

водством и проектами, сервисным обслуживанием формируют в совокупности информационную логистическую систему

предприятия (логистика снабжения, хранения сбыта, транспортная, производственная логистика и т.д.).

Взаимосвязь между основными задачами, решаемыми ERP-системой, представлена на рис. 4.

В качестве ресурсов для планирования рассматриваются:

• денежные средства;

• материально-технические ресурсы;

• мощности (машины и оборудование, склады и места хранения, транспортные средства, трудовые ресурсы и т.д.).

Например, подсистему управления финансами можно представить в виде четырех функциональных уровней:

• финансовое планирование деятельности предприятия (финансовый план);

• финансовый контроль деятельности (бюджеты и бюджетный контроль);

• контроль за финансовыми процессами (контроль финансовых операций);

• реализация финансовых процессов (ведение финансовых операций).

Два верхних уровня в большей степени зависят от типа деятельности предприятия, так как на этих уровнях определяют-

ся особенности организации управленческого учета предприятия, центры затрат (подразделения) и единицы затрат (произ-

водимые изделия).

Два нижних уровня представляют процессы, в достаточной степени независимые от типа деятельности, например, стан-

дартные операции по регистрации входящих и исходящих счетов, банковских выписок, операций с основными средствами и

т.

4.4. СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Информационная система состоит из отдельных взаимосвязанных элементов. Совокупность элементов и отношений

между ними определяет структуру информационной системы (рис. 7). Характеризуя различные аспекты функционирования

информационных систем, наиболее часто рассматривают функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональная структура отражает содержательную сторону информационной системы и специфику ее назначения,

т.е. определяет способы реализации отдельных информационных процедур и информационного процесса в целом. В данном

контексте в составе любой информационной системы можно выделить подсистемы: сбора и первичной обработки, ввода и

кодирования, хранения и обработки, передачи информации.






Сейчас читают про: