Рис. 7. Структура автоматизированной информационной системы
Рис. 4. Основные задачи ERP-систем
Рис. 2. Структура информационной системы организации
Следовательно, информационная система образована двумя большими частями: информационной инфраструктурой и ин-
формационными сервисами. Информационные сервисы – это то, ради чего создаются информационные системы. Это могут
быть интернет-сервисы, сервисы приложений, управления, принятия решений и т.д. Однако без информационной инфра-
структуры невозможно себе представить ни одного сервиса. Информационная инфраструктура есть функциональная, даже
материальная основа, та среда, в которой функционируют информационные сервисы. Поэтому качество сервисов напрямую
зависит от качества информационной инфраструктуры и от качества управления информационной инфраструктурой.
Информационная инфраструктура – это совокупность
технических средств, линий связи, процедур, нормативных до-
кументов и т.п., обеспечивающая основу для функционирова-
|
|
ния информационных сервисов.
Информационную инфраструктуру можно представить как пирамиду, в основании которой лежат технические и сис-
темные программные средства. К ним можно отнести вычислительные платформы, серверы, персональные компьютеры,
сети передачи данных, линии связи – все то, что обеспечивает надлежащее функционирование следующих уровней.
Вторым уровнем в этой пирамиде идут различные приложения. Для своего функционирования они используют ресурсы
из первого слоя и обеспечивают работу сервисов конкретных приложений, таких, как прикладное программное обеспечение,
электронная почта, системы гарантированной доставки, базы данных, интернет-сервисы и т.д.
И, наконец, на самом верхнем уровне функционируют приложения, обеспечивающие прохождение бизнес-процессов. Для
своего функционирования они используют оба нижележащих слоя и направлены на решение бизнес-задач, таких, как управление
производством, взаимодействие с заказчиками и поставщиками, финансовые системы и системы принятия решений.
Информационная инфраструктура представляет собой модель, с помощью которой была реализована та или иная ин-
формационная система: какие аппаратные и программные средства были выбраны для ее построения, по какой схеме дви-
жутся потоки данных, в каких узлах происходит их обработка и т.п.
Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и
выполняет технологические функции в рамках реализации информационных процессов. Она складывается, формируется и
|
|
функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкрет-
ном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Цель функционирования самой информационной системы – производство нужной для организации информации, созда-
ние информационной и технической сред для осуществления управления информацией. Эта общая
1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Информационные системы создаются в организациях для обслуживания информационных потребностей разных уров-
ней управления. Традиционно выделяют четыре уровня управления и соответствующие им информационные системы (рис.
3):
• на стратегическом уровне управления используются системы поддержки принятия решений (СППР) высшего звена
управления;
• на тактическом уровне управления находят применение автоматизированные системы управления (АСУ) и системы
поддержки принятия решений тактического уровня;
• на уровне знаний используются профессиональные и офисные системы;
• на операционном уровне управления применяются системы обработки транзакций.
функциональных областей (производство, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, управление персоналом).
Применение информационных систем можно рассматривать с двух позиций: характера деятельности, которую они под-
держивают (проблемная область), и функциональной области, где они используются (предметная область).
В табл. 2 обобщены характеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.
ставляют собой компьютеризированные системы, которые выполняют и регистрируют рутинные регулярные транзакции.
Таковыми являются выплата заработной платы, отгрузка продукции, формирование заказов, обработка заявок. На операци-
онном уровне цели и ресурсы четко установлены и структурированы. Необходимо только определить, соответствует ли
транзакция определенному набору критериев, чтобы система ее выполнила.
Профессиональные и офисные системы обслуживают информационные потребности специалистов в различных областях
знаний и потребности обслуживающего персонала, который производит обработку данных.
Работники знаний – это специалисты, которые создают информацию и знания в процессе своей деятельности, интегри-
руют их в бизнес или трансформируют в бизнес-решения. К таким специалистам можно отнести финансовых и маркетинго-
вых аналитиков, плановиков производства, инженеров высшей квалификации, юристов. Они ответственны за нахождение
или развитие новых знаний и решений для организации и интеграции их с существующими знаниями. Они также осуществ-
ляют советы и консультации руководству организации. Наконец, они действуют как проводники внедрения новых процедур,
технологий или процессов.
Экспертные системы, системы автоматизированного проектирования (САПР) для научных и конструкторских подраз-
делений предприятий обеспечивают содействие созданию новых знаний и способствуют интеграции этих знаний и опыта
практической деятельности предприятия. Современные графические системы создают зрительные образы объектов и позво-
ляют пользователю ощущать, что он как бы находится в реальной ситуации. Такое погружение в мир, созданный компьюте-
ром, позволяет ему имитировать влияние своих действий на эти объекты.
Офисные системы используются для повышения эффективности работы с данными, они обеспечивают связи с потреби-
телями, поставщиками и внешними организациями.
Автоматизированные системы управления обслуживают несколько уровней управления, обеспечивая информацией о
текущей деятельности предприятия, а также отчетами о его деятельности в прошлом. АСУ поддерживают функции планиро-
|
|
вания, контроля и принятия решений.
В АСУ обобщаются данные, поступающие из транзакционных систем, обрабатываются и сводятся в отчеты, которые
готовятся на регулярной основе. АСУ обычно отвечают на фиксированные, заранее известные вопросы. Эти системы не яв-
ляются гибкими и обладают ограниченными аналитическими возможностями.
Системы поддержки принятия решений тактического уровня обслуживают управленческий уровень в организации.
Они помогают аналитически обосновывать варианты решений, которые не очень хорошо структурированы, носят ситуаци-
онный характер и их нелегко предусмотреть заранее. Такие системы должны быть готовы реагировать на меняющиеся усло-
вия окружающей среды. Хотя в них используется информация из офисных, профессиональных и транзакционных систем и
АСУ, они получают информацию и из внешних источников (текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т.п.).
СППР обладают большими аналитическими возможностями по сравнению с системами других уровней. В их основе
лежат математические модели анализа данных. СППР интерактивны, и лицо, принимающее решение, может менять условия
задач и включать в них новые данные, используя дружественный пользовательский интерфейс.
Системы поддержки принятия решений высшего руководства обслуживают стратегический уровень организации. Они
предназначены для работы с неструктурированными решениями и предполагают использование данных о внешней среде
(новые налоговые законы, информацию о конкурентах), в них поступают сведения из различных информационных систем
предприятия. Системы поддержки решений высшего руководства обладают развитыми телекоммуникациями и графически-
ми средствами.
1.3. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Различные информационные системы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы – основной ис-
точник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решений руководства – потребители данных из систем
|
|
нижнего уровня.
Понятие интеграции – одно из ключевых в обсуждении крупных информационных систем, работающих в современных
организациях.
Интеграция предполагает комплексное использование од-
нократно вводимых в систему данных для решения произволь-
ного числа взаимосвязанных задач, устранения неконтролируе-
мого дублирования потоков информации, операций по ее пре-
образованию.
Интеграция информационных систем предполагает формирование единых требований к формам и методам хранения,
передачи и представления информации, т.е. должен быть разработан единый стандарт информационных процессов. Это не-
обходимо для того, чтобы экономические данные однозначно интерпретировались в любой части информационной системы.
Существующие сегодня на рынке технические и программные средства позволяют решить задачу интеграции отдель-
ных информационных систем, обеспечивающих беспрепятственное прохождение информационных потоков между различ-
ными подразделениями организации. Однако интеграция требует времени и затрат. Поэтому каждое предприятие должно
сопоставить свои потребности в интеграции с возможными затратами на построение подобных систем.
По степени интеграции информационные системы можно разделить на несколько классов:
• крупные интегрированные системы реализуют комплексное управление производственно-хозяйственной и финан-
совой деятельностью организации, обеспечивают информационную и технологическую взаимосвязь между подсистемами;
• средние интегрированные системы охватывают большую часть задач управления производственно-хозяйственной и
финансовой деятельностьями организации, обеспечивают информационную и технологическую взаимосвязи между подсис-
темами;
• малые интегрированные системы реализуют управление отдельными областями производственно-хозяйственной и
финансовой деятельностьями организации;
• локальные системы – информационные системы по отдельным направлениям деятельности.
Примером крупной интегрированной информационной системы автоматизации процессов управления предприятием
могут служить ERP -системы (enterprise resources planning – комплексное планирования ресурсов предприятия).
Основным назначением ERP -систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным
направлениям деятельности предприятия, и поэтому ERP -системы в общих чертах можно рассматривать как интегрирован-
ную совокупность следующих основных подсистем:
• управление финансами;
• управление материальными потоками;
• управление производством;
• управление проектами;
• управление сервисным обслуживанием;
• управление качеством;
• управление персоналом.
Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть
оформлены в виде отдельных подсистем. Например, подсистема управления материальными потоками, как правило, вклю-
чает в себя функционально законченный блок «Управление транспортом» для составления графиков и транспортных схем
доставки, планирования и управления транспортом. В то же время подсистемы управления материальными потоками, произ-
водством и проектами, сервисным обслуживанием формируют в совокупности информационную логистическую систему
предприятия (логистика снабжения, хранения сбыта, транспортная, производственная логистика и т.д.).
Взаимосвязь между основными задачами, решаемыми ERP -системой, представлена на рис. 4.
В качестве ресурсов для планирования рассматриваются:
• денежные средства;
• материально-технические ресурсы;
• мощности (машины и оборудование, склады и места хранения, транспортные средства, трудовые ресурсы и т.д.).
Например, подсистему управления финансами можно представить в виде четырех функциональных уровней:
• финансовое планирование деятельности предприятия (финансовый план);
• финансовый контроль деятельности (бюджеты и бюджетный контроль);
• контроль за финансовыми процессами (контроль финансовых операций);
• реализация финансовых процессов (ведение финансовых операций).
Два верхних уровня в большей степени зависят от типа деятельности предприятия, так как на этих уровнях определяют-
ся особенности организации управленческого учета предприятия, центры затрат (подразделения) и единицы затрат (произ-
водимые изделия).
Два нижних уровня представляют процессы, в достаточной степени независимые от типа деятельности, например, стан-
дартные операции по регистрации входящих и исходящих счетов, банковских выписок, операций с основными средствами и
т.
4.4. СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Информационная система состоит из отдельных взаимосвязанных элементов. Совокупность элементов и отношений
между ними определяет структуру информационной системы (рис. 7). Характеризуя различные аспекты функционирования
информационных систем, наиболее часто рассматривают функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональная структура отражает содержательную сторону информационной системы и специфику ее назначения,
т.е. определяет способы реализации отдельных информационных процедур и информационного процесса в целом. В данном
контексте в составе любой информационной системы можно выделить подсистемы: сбора и первичной обработки, ввода и
кодирования, хранения и обработки, передачи информации.